PoliticalWay

Все стороны политики

Цели и механизмы политической социализации
Материалы » Цели и механизмы политической социализации

Термин «социализация» (от латинского socialis - общественный) многозначен, и его интерпретация многими авторами не совпадает. Политическая социализации является одной из сторон общей социализации личности.

В СССР категория «политическая социализация» стала применяться одновременно с институционализацией политологии и развитием политической социологии (с 1989г). В 70-80-е годы исследователи использовали понятия «коммунистическое воспитание», «политическая культура», «политическое формирование личности», «классовое воспитание», в рамках которых разрабатывались как микро-, так и макроусловия процесса социализации молодежи в политике.

Анализ имеющейся литературы показывает, что, во-первых, проблема политической социализации молодежи в изменяющейся России не разработана ни теоретически, ни в смысле практических рекомендаций. Фундаментальные работы в этом направлении пока отсутствуют.

Во-вторых, все работы в теоретическом аспекте представляют собой интерпретацию западной политической социологии, что приводит к расхождению во мнениях относительно сущности процесса политической социализации, факторов, оказывающих на него определяющее воздействие.

В-третьих, отсутствие общепризнанных методологических подходов к исследованию процесса вхождения молодежи в политику на данном этапе развития российского общества приводит к разнобою в методиках конкретных социологических исследований и к трудностям в сравнении результатов.

Таким образом, в теоретическом осмыслении процесса политической социализации мы находимся в начале пути, равно как и в становлении новой российской политической системы.

Широкое распространение за рубежом получили трактовки политической социализации с точки зрения бихевиоризма (наука о поведении). Различают три основных разновидности политического бихевиоризма: радикальный, классический и социальный.

В противовес теориям политического бихевиоризма в конце 50-х - начале 60-х гг. получили распространение идеи когнитивизма, рассматривающие политическую социализацию личности, исходя из первичности внутриличностных структур и процессов личностного познания.

Разработкой проблем политической социализации занимаются также представители теорий психоанализа. С точки зрения психоанализа, основа личности закладывается до 3-летнего возраста, затем только высвечивается под воздействием обстоятельств. Ими сделан вывод о двух типах личности: авторитарной и конформистской.

Процесс политической социализации осуществляется двумя основными путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов политического сознания и политического поведения, т.е. в передаче политической культуры старшего поколения молодому поколению. В качестве основных агентов политической социализации в данном случае выступают такие социальные институты, как семья, школа, церковь и т. д.

Другой путь политической социализации связан с приобретением личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, с усвоением нового политического опыта. Это происходит в процессе участия индивида в политической жизни страны, а также под воздействием разных факторов. Оба этих пути политической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимно дополняют друг друга, обеспечивая стабильность политической системы.

При изменении, трансформации политической системы коренным образом изменяется и политическая социализация. Верным является и обратное утверждение о том, что успех преобразования политической системы обеспечивается эффективной социализацией. У. Розенбаум выделяет тезис о том, что все правительства контролируют институты социализации. Их цель создать массовую политическую культуру, совместимую с режимом. И когда это достигается, то сохранить эту культуру. Если в обществе, происходят большие изменения (например коммунистический режим превращается в некоммунистический), то элита модернизируется и стремится переориентировать политическую культуру через реформу образования на новые идеалы и ценности, в надежде обеспечить таким образом политический порядок 13. Приходится заметить, что российское правительство крайне непоследовательно осуществляют контроль за процессом политической социализации.

"Воспитание и наставление начинается с самых первых лет существовании и продолжается до конца жизни", - писал Платон. То же мы находим и у Ф.Ларошфуко: "Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет". От своих родителей дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родной земле. "Любовь к родине начинается с семьи", - отмечал английский философ Ф.Бэкон.

В России семья как социальный институт переживает нелегкие времена. Передача от поколения к поколению социально-политического опыта, основных норм и ценностей в переходное время протекает особенно болезненно. Среди представителей среднего и старшего поколения преобладают прежние ценностно-политические ориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения, что неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения.

Чрезвычайно важна для политической социализации школа. За последнее десятилетие формировавшаяся долгие годы система школьного и внешкольного образования разрушилась. Миллионы детей оказались предоставленными сами себе. При этом социализация, осуществляемая в школе, в среде сверстников может существенно отличаться от домашнего воспитания. Как положительный опыт в формировании у подрастающего поколения гражданских качеств следует отметить, что изданы новые учебники по общественным дисциплинам, в школе введен курс "Граждановедение".

В России всегда большую роль играла армия. Весьма многогранной и в целом плодотворной была деятельность различных военно-спортивных и военно-патриотических организаций, в которую в той или иной степени были вовлечены миллионы людей. Армия обязана играть определенную роль в воспитании чувства гражданственности, патриотизма, преданности своей Родине.

Русская Православная Церковь четко определила свое место в обществе. Церковь отказалась от участия в политике - она стремится подняться над политической борьбой и распрями, сконцентрировать внимание на решении проблем духовно-нравственного возрождения общества.

В связи с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими сейчас в России, существует проблема ресоциализации - весьма острая проблема. И обусловлено это, прежде всего, тем, что, ресоциализация "предполагает не просто освоение новых социальных ниш, а переучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности".


Статьи по теме:

Легитимность и делегитимация государственной власти в России
Государственная власть в выполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первом случае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «управляемых», во втором, наоборот, — опираясь на их добро ...

Эволюция континентальной стратегии России
Первым собирателем русских земель, заложившим основы политического и экономического могущества Московского княжества, стал Иван I Калита. Он понимал, что могущество Руси кроется в сильном, едином государстве. Много веков спустя такое гос ...

Мажоритарная система абсолютного большинства
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных и ...