PoliticalWay

Все стороны политики

Власть как социальное явление
Страница 2
Материалы » Политическая власть » Власть как социальное явление

В рамках системных концепций можно выделить три подхода к пониманию власти. Первый истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы; второй рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М. Крозье), а третий — как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).

«Мы можем определить власть, — писал Т. Парсонс, — как реальную способность единицы системы аккумулировать свои «интересы» (достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Некоторые представители системного подхода трактуют власть Как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Назначение политической власти — разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью поддержания порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами,

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность' этого социального феномена.

Власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Структура власти включает источник власти, субъект-объект власти, функции власти, ее основания и ресурсы. В качестве источников власти Могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д. Субъект власти (индивид, организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало, Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение частной воли всеобщей воле власти; наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле; регламентация поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Подчинение приказу может иметь весьма различную мотивацию. М. Вебер отмечал, что типичными мотивами повиновения могут выступать: интересы (целесообразные соображения повинующихся относительно преимуществ или невыгод выполнения приказа); традиции, привычка к повиновению; личная склонность подданных.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта — второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Объектом власти может быть отдельный индивид, социальная крупна, класс и т.д. Власть немыслима без подчинения объекта. «Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета».

Долгое время считалось, что содержание власти определяется системой отношений господства и подчинения, а сама власть —это возможность приказывать в условиях, когда; те, кому приказывают, обязаны подчиняться. Скажем, М. Вебер определял власть как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана». Такой подход к сущности власти- не вызывал сомнения, однако по .мере формирования демократических режимов, базирующихся на тех или иных общественных договорах, понятие власти усложнилось. В подобных случаях власть — это не Только господство одних и подчинение других, но и договоренность об учете интересов тех, кто находится в .подчиненном положении. В современном обществе сфера договорных отношений стала расширяться за счет общественного мнения, средств массовой информации, а также под воздействием международных организаций и групп влияния. В результате власть формируется как система отношений «господство — подчинение» и «руководство — принятие». Граница между этими типами отношений подвижна и зависит от конкретной ситуации в той или иной стране.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Различия лоббизма и GR. Подходы к лоббизму
GR (government relations) – это «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти. Несмотря на то, что многие считают, что понятия GR и лоббизм идентичны, а другие, что одно в ...

Новые тенденции в развитии политической власти
Власть возникла вместе с развитием человека и вместе с ним прошла длительный путь своего становления и постоянного совершенствования. В современных условиях также идут процессы развития власти. Отметим ряд новых тенденций, характерных для ...

Сущность политической идеологии
Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к и ...