Разделение властейСтраница 1
Материалы » Политическая власть » Разделение властей
Разделение власти — распределение властных полномочий между ветвями власти.
Теория разделения властей происходит из идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Так, Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем считал наилучшей.
Принцип разделения властей, появившийся в Новое время в европейской политической мысли, впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789 г. вошел в политическую практику целого ряда стран.
Разделение власти позволяет:
— четко определить .функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа;
— осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий;
— предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры;
— гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни) общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.
Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали.
Разделение власти по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы «продолжением» центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных — местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных — местные органы власти в ряде сфер (к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п.) пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).
Разделение власти по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами («ветвями» власти) — законодательным, исполнительным и судебным.
Законодательная власть представляет собой, совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган — парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпартийная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.
Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного контроля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
Статьи по теме:
Сущность политической идеологии
Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к и ...
Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике
По мнению многих авторов, межгосударственные отношения выступают в качестве основного элемента международных отношений, представляющих собой совокупность интеграционных экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и дру ...
Провал конституционной работы во Франкфурте-на-Майне. Победа реакции
По мере приближения 1848 г. к концу упования народов все более шли на убыль. Реакция почти везде продвигалась вперед, а демократия уже не могла оправиться от понесенных ее поражений.
Когда все восстания, крупные и мелкие, были подавлены, ...