PoliticalWay

Все стороны политики

Восточный геополитический вектор внешней политики
Страница 1
Материалы » Геополитические трансформации и Украина » Восточный геополитический вектор внешней политики

В конце 90-х годов на Западе появились первые геополитические прогнозы о целесообразности возвращения восточнославянских стран за «железный занавес». В мире капитала всегда торжествует прагматических подход, основанный на цене того или иного варианта развития событий. Из двух зол выбирают наименьшее. Во сколько обойдутся западным налогоплательщикам бесконечные кредитные вливания в «черную дыру»? Может быть дешевле будет вариант виртуальной экономики за вновь отстроенным «железным занавесом»? И Европейскому сообществу будет более выгодно иметь дело с единым геоэкономическим пространством Восточной Европы?

После распада советского геополитического пространства проявились тенденции к созданию новых межгосударственных образований. После провозглашения новых независимых государств произошла «естественная» регионализация постсоветского пространства с учетом природно-географических, этнонациональных и этноконфессиональных особенностей. Восточная Европа включает Россию, Украину, Белоруссию. Выделяются страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), Южного Кавказа (Грузия, Азербайджан и Армения), Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия). Молдова, этнически тяготеющая к Румынии, формально включается в Восточную Европу.

Постсоветское пространство часто отождествляется с Содружеством Независимых государств, в границах которого выделяются субрегиональные объединения. Содружество независимых государств (СНГ) занимает исключительно скромное место в глобальной экономике, на его долю приходится всего лишь 2 % мирового экспорта. Относительная живучесть СНГ в 90-е годы была вызвана не только стремлением к интеграции, но и возможностями потреблять российские энергетические и другие ресурсы по ценам ниже мировых или в долг, а расплачиваться бартером продуктами питания (хлебом, сахаром, маслом) по ценам выше мировых.

Основные региональные группировки в границах СНГ: Единое экономическое пространство (ЕЭП), Евразийский экономический союз (бывший таможенный союз), Союзное государство Россия — Белоруссия, Договор о коллективной безопасности, Центральноазитское экономическое сообщество, ГУАМ. Для многих стран СНГ характерно параллельное участие в нескольких региональных объединениях, включая группировки с другими странами. Например, Шанхайская организация сотрудничества, Исламская конференция и др. Особое место занимает субрегиональное сотрудничество на морских рубежах: «Северное измерение», Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество, Каспийский регион.

Радикальная либерализация экономических отношений, рыночный фундаментализм и российский финансовый кризис 1998 г. привели к ослаблению регионального интеграционного сотрудничества между бывшими советскими республиками. Внешнеторговый оборот между станами СНГ сократился в 90-х годах более чем втрое. Аморфность и неэффективность Содружества проявилась в низкой исполнительской дисциплине, большинство совместных решений не выполняется. Противоречивое воздействие на СНГ оказывает процесс формирования субрегиональных группировок. Единое экономическое пространств бывшего Союза ССР разрушено, а многочисленные интеграционные проекты на региональном и субрегиональном уровнях оказались неспособными обеспечить интеграционные процессы.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — соглашение подписано в Ялте в 2003 г. Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Эффективная интеграция четырех стран должна придать новый импульс развитию диалога с ЕС, который до этого предпринимался в рамках Россия-ЕС и Украина-ЕС. Создание ЕЭП является важным шагом по формированию общего европейского экономического пространства (ОЭЭП).

Очень Ближний Восток. Украина имеет основание оказаться под влиянием экономической экспансии Китая. Казалось бы, «большой скачек» на Восток самый фантастический сценарий. Действительно, отсутствуют прогнозы китайских аналитиков на эту тему. Но они и не могли «досрочно» появиться в социокультурном пространстве китайской традиции, согласно которой «белое постепенно переходит в черное и наоборот». А когда Восточная Европа реально окажется в экономическом пространстве Китая, это станет свершившимся фактом, а не предметом прогнозирования. В этой связи следует обратить внимание, что, обладая второй по величине экономикой, Китай не претендует на участие в «большой семерки» в отличие от России, сохраняющей угасающий комплекс «мании величия». Согласно конфуцианской традиции неявное само собой станет явным, когда не потребуется подтверждать то, что есть на самом деле.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Теоретические основы политической системы. Понятие политической системы
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существован ...

Авторитарные режимы
Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить ...

Политические взгляды О. Конта
Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798–1857) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. О ...