PoliticalWay

Все стороны политики

Социальный риск

В течение последнего десятилетия ХХ века проблемы социальной сферы в Италии выдвинулись на первый план. Существенным толчком для перемен в системе социальной защиты стали возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических параметров стран - участниц Европейского союза.

На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешённых вопросов. Одна из основных проблем социальной политики Италии - традиционное различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. На фоне общей безработицы в Италии уровень безработицы на севере страны составлял около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на юге - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социального страхования начинают играть некоторые виды. Прежде всего это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основного назначения, выполняет роль пособия по безработице и социальной помощи.

Для Италии характерна более высокая, чем в других странах Западной Европы, доля незанятых женщин, число которых в общей численности безработных составляет 16% (что почти вдвое превышает уровень мужской безработицы - 9% и молодёжи, уровень безработицы среди которой также высок - 12,4%).

Отрицательную роль в итальянской системе социальной защиты играет одновременное существование плохо социально гарантированных секторов экономики и секторов, в которых благодаря определённым обстоятельствам (например, широкое развитие профсоюзного движения, особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Кроме того, сюда также относится и неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам оказались без каких-либо доходов. В силу этих, а также ряда других обстоятельств итальянская социальная политика часто характеризовалась как "рудиментарная".

Серьёзную проблему представляет собой асимметричная структура социальных расходов. Это проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную долю социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию иногда называли страной пенсионеров.

Основные виды минимального социального обеспечения в Италии – это социальная помощь неимущим в трудоспособном возрасте и социальные пенсии по старости. Хотя предоставление “минимальных для жизни средств” декларируется в итальянской Конституции, в Италии отсутствует всеобщее сходное, например, с немецкой системой социальной помощи, социальное обеспечение для людей в трудоспособном возрасте. Правовая регламентация этой проблемы лежит, как правило, в компетенции регионов, решающих вопросы предоставления социальной помощи в зависимости от собственного бюджета. Подобная несовершенная защита от рисков, например при долговременной безработице, представляет собой существенный пробел в итальянской системе социального обеспечения.

Таким образом, тенденции развития социальной политики в Италии 90-х годов ХХ века были связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии сближения Европейского союза обуславливали проведение жёсткой рестриктивной политики в социальном секторе. С другой стороны, несовершенно итальянской социальной системы делало очевидным необходимость расширения тех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые были традиционно слабыми в общей системе социальной защиты [4].


Статьи по теме:

Соединение списков
Этот институт, иначе называемый блокированием, также искажает пропорциональность представительства, однако в данном случае это искажение не предписывается, а лишь допускается законом. Совершается же оно самими партиями. Суть блокирования ...

Провал конституционной работы во Франкфурте-на-Майне. Победа реакции
По мере приближения 1848 г. к концу упования народов все более шли на убыль. Реакция почти везде продвигалась вперед, а демократия уже не могла оправиться от понесенных ее поражений. Когда все восстания, крупные и мелкие, были подавлены, ...

Палата общин. Срок полномочий.
Срок ее полномочий – 5 лет, однако на практике Правительство нередко прибегает к досрочному роспуску этой палаты. В парламентском праве Великобритании нет ограничений, касающихся досрочного роспуска Парламента. Обычай и многочисленные пре ...