PoliticalWay

Все стороны политики

Демократический политический режим
Страница 2
Материалы » Политический режим » Демократический политический режим

Идеал демократии в принципе не достигается, но необходимо найти форму политической жизни, которая обеспечила бы соревнование политических сил, возможность политического консенсуса.

Достаточно много современных ученых связывают содержание демократии с элитами и доказывают, что демократия благодаря выборам должна дать дорогу наиболее достойным представителям элиты, должна оберегать общество от людей, которые долго находятся у власти, предотвращать избыточную концентрацию власти. Кое-кто из современных практических политиков активно критикует толкование демократии как власти народа, предостерегает от тотальной политизации общественного организма, не сомневаясь, однако, что именно демократия постоянно поддерживает в среде правящей верхушки состояние поиска и самоусовершенствования. Отдельные ученые (особенно в России) обосновывают опасность сведения демократии до наивысшего идеала.

Перед странами, которые отдали преимущество демократическому развитию, появляется много не только экономических, социальных, но и политических проблем. В первую очередь это проблемы модернизации политической системы, приспособления ее к функционированию при условиях демократии, созданию демократических политических институтов, решения гуманитарных проблем, входа в международные политические организации и тому подобное. Модернизация - процесс постепенный и многогранный, ее заданием является поиск новых парадигм с целью мобилизации общества. Особенно важной является модернизация для переходных обществ, которые характеризуются творческой конструктивной нехваткой идеалов; отсутствием консолидирующих общество личностей и лидеров; политической ситуацией, которая не работает на будущее. Сама демократия, как отмечает К. Гаджиев, не может восприниматься однозначно, особенно в переходный период. Достаточно подходящим является предупреждение А. Токвиля о том, что тирания большинства может быть еще более жестокой, чем тирания меньшинства, на что тоже следует обратить внимание во время построения демократической модели общественного развития.

Среди проблем утверждения демократии, связанных с экономикой и политикой, - отставание инфраструктуры рыночной экономики от развития собственности. Именно демократия должна обеспечить легитимизацию рынка. Рынок и капитализм не могут быть самодостаточными условиями утверждения демократии. Примером этого является пиночетовский режим в Чили. Соотношение понятий “либерализм” и “демократия” тоже неоднозначное. Либерализм отдает преимущество воле человека перед равенством, а демократия - равенству перед волей.

Более рационально понимать демократию как форму политической самоорганизации общества, которое означает определенную дистанцию между государством и обществом. Она есть не только техническим аспектом определенных реформ, но и шкалой ценностей, системой жизни, основные постулаты которой - равенство и права человека. При демократии нет места застою, идеология не закрывает демократические ценности, плюрализм является источником власти, обеспечен абсолютный примат суверенитета народа.

Конституция государства, которое стало на путь демократии, необходима выполнять три основных задания:

фиксировать определенную форму правления;

закреплять и выражать согласие народа;

регламентировать полномочия правительственных структур.

И главнее всего - следует сначала осознать демократические ценности, а уже потом воплощать их в политической деятельности.

Чтобы стать демократом, человек, учитывая психологию, должен вырасти и социализироваться в демократической среде. В посттоталитарных странах демократические государственные институты (органы разных ветвей и уровней власти и управления, политические партии и т.д.) недостаточно интегрированы в общественный организм. Скажем, в Японии капитализация совмещена с корпоративностью, потому японскую демократию иногда называют корпоративной. Именно сохранение традиционных ценностей японской ментальности дало возможность Японии эффективно справиться с заданиями модернизации, стать одной из наиболее Развитых демократических стран. То есть модель модернизации должна быть оригинальной для каждой страны. Для постсоветских стран особенно важным есть отыскание способов органического сочетания правового государства, рыночной экономики и исторических традиций государственности. Демократия, в современном понимании, призванная обеспечить оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной справедливости, свободы предпринимательства, социального равенства и т.д. Важной является стабилизация законодательства, легитимное деление функций власти и формирования сильного центра (как политического, так и духовного), утверждения демократического политического сознания и культуры, переосмысления собственного опыта создания государства.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Особенности взаимоотношений региональных организаций: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР. Интеграционные экономические сообщества. Европейский союз (ЕС)
Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписание 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европейского объединения угля и стали. Через шесть лет (25 марта 1957 ...

Теория морского могущества Мехена (1840-1914) США
Работы: «Морские силы в истории», «Морская сила и ее отношение к войне», Заинтересованность Америки в морской силе в настоящем и будущем». Шкала мощи государств: 1. географическое положение 2. природные ресурсы и климат 3. протяженнос ...

Современная процедура выборов президента США
В целом избрание президента США осуществляется по следующей схеме (рис.1). Рис.1. Схема избрания президента США Голосование избирателей на президентских выборах в США не носит окончательного характера. Голосуя за того или иного кандид ...