Политический конфликт как социальное явлениеСтраница 5
Материалы » Политические конфликты » Политический конфликт как социальное явление
Несмотря на различия в трактовке природы этничности, большинство исследователей сходятся во мнении, что "основным показателем возникновения этнополитического конфликта являются сплочение этнической группы, бросающей вызов другим, и сила и единство руководства ею", а степень идентичности группы зависит от таких параметров, как владение общим языком, общая конфессиональность, расовые признаки и общая история по меньшей мере столетнего периода.
В полиэтнических обществах, где в процесс нациеобразования активно вмешивается государство (причем, часто оно играет гораздо большую роль, чем язык, религия, социокультурные основания), базой межэтнических противоречий может выступать политико-правовой фактор — кризис государства как социально-политического института. Нарушение внутригосударственного порядка заставляет искать новые территориальные, организационные, структурные формы (изменение границ, этнического состава населения и режима). Так, важнейшей причиной этнических конфликтов в России этнополитологи склонны считать асимметрию федерации, т.к. подлинная федерация — это такое государственное устройство, в котором его субъекты имеют равные права и выделяются по единому критерию, в РФ же существует явное неравенство субъектов (республики, области и края обладают различной компетенцией).
Наконец, еще один фактор этнополитических конфликтов, на который обращают внимание ученые, – процессы модернизации, призванные трансформировать социальную организацию "отсталых" этнических сообществ по моделям демократического порядка, а в действительности разрушающие структуру внутренней социальной самоорганизации и основания коллективной исторической памяти социума. Характерными примерами несовместимости этнических форм этой самоорганизации со стандартами западной демократии являются публичная казнь, сама активность шариатского суда, решающего вопросы внутреннего государственного устройства Чечни, выборы в этом субъекте федерации в 1996 г. под эгидой ОБСЕ, которые задумывались как начало "демократизации" (на деле, они так и не стали основанием "демократического порядка").
Статьи по теме:
Заместители
председателя Конституционного Суда Украины
Заместители председателя Конституционного Суда Украины избираются по предложению председателя в порядке, предусмотренном для избрания председателя Конституционного Суда Украины. Заместители председателя исполняют по поручениям председател ...
Анализ феномена «Партии власти»
На протяжении последнего десятилетия Власть только тем и занималась, что конструировала собственные «партии». «Выбор России», «НДР», «Единство», «Единая Россия»- таков неполный перечень российских «партий власти». Долгое время подобные ус ...
Признаки политического режима
На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные признаки политического режима.
Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политическ ...
