PoliticalWay

Все стороны политики

Контрольные процедуры.
Материалы » Парламент Великобритании » Контрольные процедуры.

Наряду с принятием законов и бюджета государства Парламент призван выполнять и функцию контроля за Правительством (принцип ответственного правления).

Начало институту парламентского контроля было положено в 18 веке в 1727 г. Король Георг II уволил возглавлявшего правительство лорда Уолпола, пользовавшегося поддержкой Палаты общин. Однако вкоре он был вынужден вернуть его к власти, так как Парламент не утвердил желательного для Короля цивильного листа. Через 15 лет, наоборот, Уолпол заслужил поддержку Короля, но не имел большинства в Палате общин. В 1741 г. палата выразила недоверие Правительству Уолпола и была распущена. Новый состав палаты оказался также настроенным против вигов. В этих условиях Правительство было вынуждено уйти в отставку. Окончательно практика ответственного правления сложилась после отставок Премьер-министров Норта в 1782 г. и Питта-младшего в 1784 г., вызванных отсутствием поддержки со стороны Палаты общин. Однако реально парламентская ответственность правительства существовала в Великобритании лишь в течение примерно 30 лет в середине 19 века. После того, как в стране окончательно утвердилась двухпартийная система, парламентский контроль утратил эффективность, за исключением ситуации “подвешенного Правительства” (т.е. не имеющего поддержки прочного большинства в Палате общин). Постановка вопроса о доверии Правительству, решение о роспуске Палаты общин стали внутренним делом правящей партии. Правительство, опираясь на свое партийное большинство в палате, фактически руководит всей деятельностью палаты.

Тем не менее было бы не совсем правильно оценивать институт парламентского контроля в Великобритании как фиктивный. Правящая партия должна заботиться о своей популярности, пропагандировать свою демократичность и поэтому стремится демонстрировать свою подконтрольность народному представительству. Да и оппозиция в пропагандистских целях нередко выступает с инициативами резолюций порицания, хотя и знает, что правительственное большинство палаты их отклонит.

Правительство несет индивидуальную и коллективную ответственность перед Парламентом, хотя самое неблагоприятное последствие применения контрольных процедур – отставка – формально может наступить только в коллективной форме.

Своеобразной формой парламентского контроля являются уже упоминавшиеся предложения. Кроме того, институтами парламентского контроля за Правительством являются специализированные комитеты, а также Парламентский комиссар по делам администрации.


Статьи по теме:

Межрегиональные диалоги
Политическому присутствию Европы в регионе Латинской Америке положила первая встреча министров иностранных дел в Сан-Хосе (Коста-Рика) в 1985 году. Само собой разумеется, с тех пор рамочные условия с обеих сторон значительно изменились. Ф ...

Социально–этнические общности как субъекты политического процесса
1. Какая из известных Вам теоретических интерпретаций природы национально-этнического феномена представляется наиболее убедительной и почему? Мне наиболее убедительной представляется теоретическая интерпретация природы национально-этниче ...

Типология политических режимов
Политический режим по сравнению с системой обладает собственными временными характеристиками. Выделяются следующие типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Тоталитаризм - тип общества, политической системы, поли ...