Роль и значение коммуникации для государственного управленияСтраница 1
Материалы » Коммуникационная модель взаимодействия власти и общества на примере Указа Президента РФ о формировании резерва управленческих кадров от 25 августа 2008 года » Роль и значение коммуникации для государственного управления
Прежде чем углубляться в анализ конкретного примера, необходимо более подробно рассмотреть понятие «коммуникация», её роль в государственном управлении.
Термин «коммуникация» имеет латинское происхождение (лат. сcommunication «делаю общим, связываю») и получил широкое распространение в начале ХХ века.
На сегодняшний день он имеет, по крайней мере, три интерпретации: а) средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) общение – передача информации от человека к человеку, в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него[1].
Последняя из перечисленных интерпретаций уже в начале ХХ века приобрела свое специфичное, видовое название - «политическая коммуникация». Возникновение этого нового, более узкого понятия возможно отнести к высказыванию Ф. Ратцеля о том, что “передача информации в политическом отношении является самой важной из всех коммуникационных услуг”[2]. Под коммуникацией понимается весь процесс создания, отправления, получения и обработки сообщений, оказывающих существенное воздействие на успешность реализации государственных решений. «Термин “политическая коммуникация” должен описывать циркуляцию информации в сфере политической деятельности, т.е. любые сообщения, тексты, оказывающие воздействие на отношения между классами, нациями и государствами”[3].
Ключевым фактором, определяющим и отличающим политическую коммуникацию от любой иной, является коммуникатор - политические институты или действующие от их имени лица. Другим “…главным фактором, определяющим сущность и особенность термина “политическая коммуникация”, представляется функциональное назначение распространяемой информации. Эта информация, обслуживающая политические структуры и воздействующая на принятие политических решений”[4].
В “Политологическом словаре” приводится определение, подчеркивающее именно функциональную сторону явления: “Политическая коммуникация – процесс передачи политической информации, который структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение, формирует общественное мнение и политическую социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов”[5]. Аналогичная трактовка дается и в словаре-справочнике “Зарубежная политология”[6].
Более развернутое определение, представлено в двухтомной “Политической энциклопедии”, где под политической коммуникацией понимается “обмен информацией между субъектами политической жизни, а также между государством и гражданами”, который “может протекать на формальном (например, в средствах массовой информации) и неформальном (“закулисные” переговоры) уровнях”.
Значительное внимание различными авторами, изучающими данный вопрос, уделяется массовой политической коммуникации, которая в современном мире “все больше превращается из подчиненного элемента политики в ее творца” и, “являясь важным источником политической социализации, …способствует овладению политическими знаниями, установками, ценностями и формами политического участия”[7].
Понятие “коммуникация” своим превращением из узкоспециального термина, употреблявшегося преимущественно в языке техников, связистов и военных, в термин общенаучный, во многом обязано основоположнику кибернетики Н. Винеру. В 1948 году Н. Винер определил данную область междисциплинарных исследований как “науку об управлении и коммуникации”[8]. Ученый основывался на гипотезе, что все явления окружающего мира могут быть объяснены с точки зрения информационного обмена, циркулирования информации. Для определения коммуникации в её связи с социально-политическими проблемами принципиально важное значение имеет другая работа Н. Винера “Человеческое использование человеческих существ”[9], где коммуникация трактуется, как ключевая ценность информационного общества, в котором “действенно жить – это значит жить, располагая правильной информацией”[10]. В обществе “человек коммуникационный” (Homo communicants) ориентируется в большей мере на внешние события, а не на свои внутренние чувства, живет за счет поступающей из вне информации, сбор и анализ которой становится для него жизненно необходимым. Закономерно, что в подобном обществе средства коммуникации приобретают особое значение как основной инструмент, позволяющий человеку реагировать на происходящие в окружающем мире изменения.
Роль и значимость коммуникации в современном государственном управлении сложно переоценить.
«Информационно-коммуникативные связи являют собой ту соединительную ткань, которая интегрирует в единое целое все уровни и компоненты макросоциального управления, укрепляя антиэнтропийные свойства государства, придавая ему способность к самоорганизации и саморазвитию. При этом степень интенсивности информационного обмена и коммуникативных связей самым существенным образом влияют на характер деятельности и организацию государственного управления, расширение или сужение полномочий объектов, способность управленческой системы к преодолению своих критических состояний, а так же и на другие его свойства и качества. Все это позволяет толковать информационно-коммуникативные связи и как важнейшую предпосылку (ресурс) функционирования системы государственного управлении, и важнейшую функцию и одновременно – результат активности государства на информационном рынке»[11].
Статьи по теме:
Перспективы геополитического развития и проблемы
идентификации государств Океании в современном геопространстве. Геополитическое положение и модель развития
Меланезии
Проанализируем геополитическое положение островных государств на примере стран Меланезии. Подчеркнем, что само название «Меланезия» (т. е. «черные острова») указывает на цвет кожи аборигенов, но на самом деле она варьирует от светло-корич ...
Трактовка революционных событий 1848–1849 гг. в работе Вильгельма
Блоса. Революционные события начального этапа в работе
Вильгельма Блоса
Блос отмечает, что в конце 1847 г. вся территория Германского Союза была подвижна. В одних местах волновались голодающие рабочие, в других, – задавленные и измученные крестьяне. Но этого мало – изменилась и вся политическая атмосфера. Нар ...
Политические учения Нового времени
Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая бор ...