PoliticalWay

Все стороны политики

Различия лоббизма и GR. Подходы к лоббизму

GR (government relations) – это «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти.

Несмотря на то, что многие считают, что понятия GR и лоббизм идентичны, а другие, что одно включает в себя другое, имеются чёткие различия между двумя этими понятиями.

Различие терминов лоббизм и GR основывается на их родовидовом анализе: GR - это сфера общего менеджмента, а лоббизм - это лишь инструмент и технология. GR-менеджеру совсем не обязательно знать нужных людей, детали принятия того или иного закона либо постановления, а также быть в курсе текущего политического и межличностного расклада. Он скорее, должен найти и организовать специалистов, которые обладают достаточным, для реализации проекта, багажом профессиональных и личных знаний. Основной обязанностью GR-менеджера является организация общей системы взаимодействия "компания - бизнес-ассоциация - власть" и взаимосвязи внутри собственной компании между PR-подразделением, руководством, акционерами и т.д. GR-менеджер должен быть ответственным за своевременную и качественную подготовку информации корпоративными специалистами. Из-за неразвитости рынка и из-за низкой компетентности всех участников лоббистского процесса говорить о точности терминов пока что не имеет практического смысла. Для примера, в России в 1992 году среди рекламистов было сложно найти различия между "рекламщиком" и "копирайтером". Та же ситуация повторяется, в данный момент, на российском рынке лоббистских услуг.

Что же касается подходов к лоббистской деятельности, то ни один из них не существует в «чистом», идеальном виде, что есть различные варианты сочетания подходов с преобладанием той или другой концепции. Выделяются следующие основные подходы:

1) Психологический подход: лоббизм - манипулятивно-психологическое взаимодействие с чиновниками.

2) Системно-функциональный (институциональный) подход: лоббизм - институт (или функция) политической системы, обеспечивающая взаимодействие субъектов политической интеракции. Лоббизм - средство поддержания равновесия в обществе (Милбрэт, Бэнтли, Мэдисон, Трумэн). В рамках данного подхода, лоббизм можно рассматривать как деятельность, которая дополняет процесс выборов.

3) Инструментальный подход: лоббизм как набор методов и технологий влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.

4) Процедурный подход: лоббизм - как органический элемент системы бюрократических правил и процедур принятия решений во властной системе.

5) Плюралистический подход: лоббизм - это деятельность, где все лоббисты являются полноправными участниками системы выработки и принятия ответственных государственных решений.

6) Корпоративистский подход: лоббизм - это деятельность, в ходе которой лишь немногие (а именно, наиболее влиятельные ) группы имеют реальные рычаги влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.

7) Коммуникационный (информационный, субсидиарный) подход: (теория Р. Холла) в целях экономии ресурсов (в т.ч. временных) чиновник доверяет лоббисту статус поставщика (информации, контактов, интеллектуальных ресурсов и пр.). Таким образом лоббисты делают возможным для чиновника осуществлять свои функции более эффективно. Сами лоббисты получают за это прямой выход на лицо, принимающее решение.


Статьи по теме:

Понятие и особенности методов исследований
С методологией тесно связаны методы, которые включают процедуры и процессы, технические приемы и средства исследования, анализа, проверки и оценки данных. Известный германский философ К. Ясперс не случайно настаивал на том, что всякая под ...

Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина
Проекты Сперанского читали лишь царь и некоторые его приближенные. Однако о содержании проектов и возможностях их осуществления ходили диковинные предположения среди придворных, тем более что Александр I осуществил некоторые идеи Сперанск ...

Методы политологии
Научный метод – это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Среди многочисленных и разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в ...