PoliticalWay

Все стороны политики

Пути формирования партийной системы
Страница 2

Во-первых, не будучи элементами системы, партии, не осознают, что они могут сделать для общества, ставят завышенные задачи, прибегают к безответственной риторике, популизму.

Во-вторых, борьба за власть обостряется и все больше отходит от цивилизованных форм; конкуренция программ (характерная для большинства демократических государств) подменяется конкуренцией пиар-групп, специализирующихся на проведении выборов.

В- третьих, ареной такой борьбы становится законодательный орган, и межфракционные противоречия достигают такого накала, что мешают нормальному законотворческому процессу.

Как показывает мировой опыт, наличие в государстве полноценной многопартийной системы позволяет существенно ограничить влияние указанных негативных явлений на политическую жизнь страны.

Системный характер многопартийности предполагает контакты между партиями, между партиями и избирателями, между партиями и государством. Если эти связи нарушены, нет и самой системы. Многопартийность-самоорганизующийся феномен, но стихийно она не сложится. Чтобы получить систему, которая нужна конкретному государству (России), этот процесс необходимо направлять, используя демократические методы.

Оптимальной для России представляется многопартийная система, включающая в себя две-три общенациональные партии (ядро) и несколько партий- сателлитов, выражающих интересы различных социальных и профессиональных слоев общества, где партии ядра были бы нацелены на завоевание ключевых позиций в законодательной и исполнительной власти, а партии- сателлиты (элементы- системы)- на вхождение во власть(главным образом через победу в одномандатных округах). Такая партийная система могла бы оказать стабилизирующее воздействие на политику, экономику и общественную жизнь в целом.

Партийную систему в современной России следует рассматривать во взаимосвязи с утвердившимся в стране политическим режимом, который можно назвать, олигархическим (выражающим интересы олигархических групп, которые и определяют приоритеты развития страны). Этот «сговор» между носителями власти и олигархами относительно целей политического управления не имеет ничего общего с согласованием многообразных интересов, существующих в обществе. Напротив, возникает особая разновидность «политического корпоративизма», основанного на «политическом торге», что идет вразрез с интересами российского государства и нарождающегося гражданского общества. Корпоративный характер политической власти в России проявляется в деятельности партии власти, в системе подбора и расстановки кадров, в способах принятия политических и экономических решений, в каналах формирования и взаимодействия политической и экономической элит, в использовании государственных ресурсов в групповых интересах чиновников и финансово- промышленных групп.

Цивилизованная борьба партий за демократизацию политического режима и утверждение состязательной партийной системы в России отсутствует. Сложившийся политический режим стремится взять под свой контроль избирательный процесс и партийную систему, что не способствует развитию механизмов политического участия населения и влияния гражданского общества на принятие властных решений в стране. Партия власти защищает политический режим и отстаивает свою монополию на власть. Таким образом, в России возник авторитарный тип партийной системы с так называемым инклюзивной правящей партией, которая способна реагировать на потребности населения и агрегировать интересы различных групп общества, сохраняя при этом свое политическое господство. Функционирование такой партийной системы не ведет к демократизации общества. Но накапливающийся в обществе конфликтный потенциал в конечном итоге выйдет наружу, и народ утвердит себя в качестве суверенного источника власти. Именно тогда, на основе развития гражданского общества и будет сформирована состязательная партийная система.

Отечественные «центристы», есть порождение высших эшелонов исполнительной власти, что исключает их политическую самодеятельность и одновременно вынуждает к установлению контактов с населением путем имитации оппозиционности. Все официальные «центристские партии» нацелены на то, чтобы обеспечить самосохранение бюрократии и корпоративную консолидацию этого слоя, приватизировавшего государственную власть. Это уже не традиционные партии власти, приводные ремни правящего слоя - это сама власть, точнее, ее административный сегмент, адаптированный к работе в условиях гражданского представительства. Поэтому правильнее называть их не партиями, а корпоративно- административными «квазипартийными» образованиями, которые являются неотъемлемой частью властвующего режима, его органическим институциональным элементом, выстраивающим собственные механизмы регулирования поведения граждан и институтов власти.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Сущность и субъекты внешней политики
По своему содержанию политика – явление сложное, единое, неделимое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе международных отношений. П ...

Состав Партии
Численность мужчин и женщин среди членов Партии Распределение членов Партии по уровню образования Распределение членов Партии по социальному положению Распределение членов Партии по возрастным группам Сфера деятельности членов ...

Основные политические движения. Теория либерализма и его суть
Самыми распространенными социально-политическими теориями традиционно считаются либерализм, консерватизм и социализм. Термин "либерализм" вошел в широкое употребление в первой половине XIX., когда в ряде западноевропейских госу ...