PoliticalWay

Все стороны политики

Анализ феномена «Партии власти»
Страница 2

Выборы декабря 2003 года отчетливо продемонстрировали, что, несмотря на чрезвычайно низкий уровень доверия наших сограждан к властным институтам, Власти как таковой общество доверяет. Можно не соглашаться с народным выбором, но приходится признать, что «партия власти» оценивается россиянами не так, как другие партии. Власть, укрепившаяся и подтвердившая свою силу,- единственный гарант относительной стабильности, порядка и безопасности в обществе. В этом смысле народ и Власть (а значит - и ее «партия») едины. Поэтому в России всегда побеждает Власть. Любой выбор «против нее» невозможен, потому что он «антинароден». Отсюда - предсказуемость, «понятность» российского избирателя и вообще российского человека.

Именно поэтому «Единая Россия» не скрывала на выборах своей истинной природы: того, что и по форме, и по содержанию она - «партия власти» и ее единственная идеология- Власть. Этой идеологией и определялась специфика лозунгов, транслирующих единороссами через СМИ.

В списке «Единой России» оказалось 28 губернаторов и президентов. Это беспрецедентная для «партии власти степень «прямой абсорбции» губернаторского ресурса. Очевидно, что губернаторы в список тщательно отбирались по ряду критериев:

-электоральная значимость возглавляемого региона,

-популярность главы региона, способность его консолидировать местные элиты для поддержки «партии власти»- в списке оказались практически все губернаторы, традиционно считавшиеся «политическими тяжеловесами»;

-политическая лояльность Кремлю (за исключением А.Ткачева в списке нет губернаторов, считающихся «красными»).

В списке «Единой России» оказались представлены практически все крупные российские компании, причем их ставленники находятся на проходных или полупроходных местах. Участие представителей крупного бизнеса в списке «Единой России» преследует две основные цели. Первая -провести своих лоббистов в высший законодательный орган, где они постараются занять ключевые позиции в профильных комитетах и подкомитетах. Вторая - продемонстрировать свою лояльность власти и при этом показать, что данные компании являются «персонами грата» для Кремля, в котором значительную часть списка «Единой России» составляют нынешние депутаты Думы от «Единства», «Отечества - Единой России» и, в меньшей степени, от «Регионов России».

Уже сегодня ясно, что триумфальные парламентские выборы не избавляют Власть от политических конфликтов. Более того, именно этот триумф делает вполне вероятным политический конфликт между «партией власти» и самой Властью (точнее, личностью, ее персонифицирующей).

Победа «партии власти» обнаруживает и подтверждает «кратократическую» природу российского социума. Даже партии, которые, вроде бы, представляют собой независимые политические образования и должны артикулировать и агрегировать разнообразные политические интересы, в российской политической системе «приватизируются» Властью.

Через свою «партию» Власть пытается реализовать идею нового «общественного договора», достичь базового социального консенсуса, но не по западному сценарию, а со своих собственных позиций.

Но на «партию власти» надо посмотреть и с другой стороны иначе анализ получится не полный. И здесь ярким примером в донесении идеологических тезисов, является заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков. Он в 2003 году выступил перед партийцами «Единой России», где изложил идеологию партии власти, которую в дальнейшем назвали «Кремлевской доктриной». Сурков считает, что как раз то у «Единой России» есть своя идеология, а у других партий обвиняющих ее, с идеологией проблема - ее и нет.

Было ясно сказано, что одновременно с обеспечением конституционного принципа единства исполнительной власти процедура наделения полномочиями губернаторов предусматривает согласование их кандидатур с законодательным органом. Таким образом, роль парламентской части демократического механизма, роль политических партий радикально возрастает. Сурков уверен, что инициативы партий в формировании местной исполнительной власти будут нарастать, разных партий, естественно, тех, кто будет побеждать на выборах, поскольку по новому закону эта привилегия партиям дана.

Есть также переход на смешанную систему выборов в регионах, на пропорциональную систему выборов в Государственную Думу, что тоже радикально повышает роль партий в политической системе.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Понятие политического режима. Его отличие от государственного режима
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы выступает политический режим (от лат. regimen – управление). В самом общем виде объем этой категории охватывает совокупность методов осуществления поли ...

Механизм осуществления политической власти
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом ...

Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельчески ...