PoliticalWay

Все стороны политики

Социальные реформы КНР
Страница 1

Ситуацию, в которой находилась страна в 1978 г., можно смело охарактеризовать как кризисную. Однако уже в 1979 г. был принят ряд мер, которые можно считать своего рода «потребительским допингом». К их числу относятся: повышение на 25-30 % закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию при одновременном сокращении налогообложения в деревне, пересмотр тарифных ставок примерно у 40 % рабочих и служащих, более широкое применение премиальных выплат, введение различных дотаций в связи с ростом розничных цен. В целом потребительские расходы за 1978-1980 гг. выросли на 16%, что полностью совпало с ростом ВВП и даже превысило рост общественной производительности труда. Этот китайский вариант «шоковой терапии» по позитивному сценарию китайские экономисты объясняют необходимостью «возврата долгов населению», накопившихся за годы «большого скачка» и «культурной революции». [40; 16]

Важную роль сыграли мероприятия в рамках собственно экономической реформы. Введение семейного подряда в сельском хозяйстве способствовало подъему производства и повышению товарности продукции, что сопровождалось быстрым ростом доходов сельского населения и сокращением разрыва в уровне жизни между городом и деревней.

Однако повышение жизненного уровня населения нельзя приписать одной лишь реформе. С начала 80-х гг. была развернута кампания по «планированию семьи», нацеленная на ограничение рождаемости. Принятые административные, экономические и пропагандистские меры позволили ее значительно сократить.

Улучшение структуры потребления, расширение образования, подъем культурного уровня населения обеспечили повышение качества рабочей силы, что так необходимо развивающейся рыночной экономике.

Реформа на государственных предприятиях сопровождалась предоставлением им возможности самостоятельно определять потребность в рабочей силе, сроки и условия найма. С 1982 г. стала вводиться система трудовых договоров, в которых оговаривались условия труда и его оплаты и продолжительность выполнения служебных обязанностей. [40; 18]

Происходили изменения также и в системе оплаты труда. До реформы 90% работающих получали фиксированную заработную плату, зависящую от тарифной сетки. В ходе реформ 1992-1993 гг. наметился отход от такого порядка: оплата труда более 40 миллионов рабочих и служащих была увязана с результатами хозяйственной деятельности предприятия и конкретно – с результатами работы данного человека. [40; 19]

Новым веянием стало широкое распространение совместительства, привлечение дополнительных источников доходов, которые зачастую бывают выше основных и в значительной мере компенсируют недостаточно высокую оплату труда высококвалифицированных работников и интеллигенции.

Повышение доходов населения и переход к новому типу «экономического мышления» способствуют формированию системы социального обеспечения рыночного типа со значительной долей платных услуг. На первом этапе реформ в стране продолжала действовать прежняя крайне избирательная система социального обеспечения, касавшаяся преимущественно работников госсектора и предоставляемая самими предприятиями. Пенсионным обеспечением была охвачена небольшая часть населения, фактически не более 1/4 лиц старше 60 лет. Образование, оставаясь бесплатным, для многих было все же малодоступным. Вплоть до 1999 г. примерно 80 % рабочих имели образование в пределах начальной школы. Медицинские услуги оплачивались, хотя и по относительно невысоким тарифом. Для поддержания необходимого прожиточного минимума использовались разного рода государственные субсидии, как правило в форм равной подушевой доплаты к заработку независимо от возраста и трудового стажа. [40; 19]

Страницы: 1 2


Статьи по теме: