Социальный порядок и власть
Материалы » Теория власти и властных отношений » Социальный порядок и власть
Известно, что общество отличается от природы социальной организацией, наличием социального порядка. Установлению социального порядка способствует целый ряд механизмов, регулирующих поведение людей путём упорядочивания и согласования совместных действий. Согласованию поведения отдельных индивидов способствуют, во-первых, обмен, понимаемый как взаимное предоставление услуг, имеющих ценность для обеих сторон; во вторых, их общий интерес, в третьих, солидарность, обусловленная общность чувств, возникающих на основе родственных, этнических, расовых уз, религиозной принадлежности, преданности какой-либо идее и т.д.
Во всех 3-х случаях стороны, чьи действия согласуются, не только равноправны, но и, как правило, сами устанавливают образцы своего поведения. Авторитарных действий, проявления господства в форме навязываемого распределения социальных ролей при этом не наблюдается.
Если же социальный порядок в ходе совместных действий устанавливается при помощи власти, то образцы поведения постулируются уже не самими участниками коллективных действий, а внешними факторами, т.е. лицам выступающими в качестве субъектов власти, как бы (генерирующими) отношения господства и подчинения.
Статьи по теме:
Механизм государственной идеологии в западных странах
Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей, и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра, а ...
Предмет истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений
как учебная дисциплина
История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с ...
Политико-правовая идеология крестьянских движений
Ужесточение помещичьего произвола, рост феодальных повинностей вели к усилению крестьянских волнений. Манифест Петра III об освобождении дворянства от обязательной службы государству (18 февраля 1762 г.) толковался как пролог к освобожден ...