PoliticalWay

Все стороны политики

Господство как форма власти
Материалы » Теория власти и властных отношений » Господство как форма власти

По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль и господство. Влияние есть форма власти, реализуемая путем следованиям конкретным моделям или образцам поведения, идеалом и мировоззренческим установкам, тактическим или стратегическим программам. Принудительный контроль реализуется через команды, подкрепленные позитивными или негативными санкциями, регулирующими, например, условия трудовой деятельности с точки зрения предоставления или изъятия каких либо благ или привилегий.

Господство- это форма власти, при которой приказы ее субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е легитимными.

М. Вебер выделял три вида легитимного, или основанного на законе, господства - традиционное, рационально-легитимное и харизматическое.

Традиционная форма легитимного господства основывается на вере, что институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти и т.д.

Рационально-легитимное государство основывается на предположении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам, например, вследствие победы на выборах.

Харизматическое господство отличается от остальных тем, что опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание некими выдающимися качествами.

Господство всех трех видов признаётся законным, так как основывается на обыденном представлении, что всякая власть- от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону, волеизъявлению граждан и т.д. Иными словами, традиционная и рационально-легитимная власть в определённой мере тоже имеют харизматическую основу, т.е. основываются на вере в нечто из ряда вон выходящее. Разница только в том, что в случае харизматической власти эта связь имеет прямой, а не опосредствованный характер. В обоих случаях субъект и объект власти испытывают потребность в признании существующей власти законной, обоснованной в правовом отношении.

Чтобы власть была признана законной, она должна соответствовать общепринятым моральным и правовым нормам. Часто власть воспринимается как принудительный контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит общепринятому распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д.

Общественным мнением власть может восприниматься как нелегитимная также в тех случаях, когда она неэффективна, например, неспособна бороться с коррупцией и организованной преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в реальном выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенного механизма по их реализации.


Статьи по теме:

Основные трактовки политики. Происхождение и структура политики
На протяжении веков понятие политики интерпретировалось по-разному. Существует несколько традиций, подходов к определению понятия «политика». 1 подход выражен в работах Античных ученых: Политика в Античности еще не выделилась в самостоя ...

Взаимообусловленность внутренней и внешней политики
Всякое государство обращает внимание на свою внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика государственного аппарата направлена на решение его собственных задач властвования: на оптимизацию взаимодействия законодательных, исполнитель ...

Политические и правовые учения в древней Греции. Введение
В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля – ее развитие стимулировало рост г ...