PoliticalWay

Все стороны политики

Отношения "больших игроков" вокруг ресурсов Каспийского моря
Страница 1
Материалы » Стратегия России в политической войне за ресурсы » Отношения "больших игроков" вокруг ресурсов Каспийского моря

Постоянный рост на углеводородное сырье и нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке заставляет промышленно развитые страны искать альтернативные источники энергоресурсов. С распадом СССР ранее закрытый Каспийский регион стал доступен для иностранных государств, где развернулась конкуренция между государствами и нефтяными корпорациями за освоение и транспортировку каспийских энергоресурсов на мировые рынки.

Целью данной работы является уяснение характера взаимоотношений таких важных стратегических игроков в Каспийском регионе как Россия, Китай, США и Европейский Союз. Для этого необходимо рассмотреть их позиции и цели, и только на основании этого можно сделать вывод о характере взаимодействия этих стран, вскрыть проблемы их взаимодействия.

Сложившаяся ситуация в Каспийском регионе характеризуется тем, что интересы региональных и внерегиональных государств тесным образом переплетаются как в энергетической области, так и в сфере международной безопасности. Это в полной мере относится к России, США, Китаю и Европейскому Союзу, которые оказались в числе ведущих игроков. Современные геополитические реалии показывают, что эти акторы мировой политики, с одной стороны, ищут пути налаживания сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе со сторонами региона, в том числе в энергетической сфере и в интересах принятия мер по устранению угрозы международного терроризма. С другой - в той или иной форме ведут "большую игру", определяемую национальными геополитическими и геоэкономическими интересами.

Главным игроком в Большой Каспийской игре, несомненно, являются США. Их политика одновременно направлена на "выдавливание" России из региона и усиление в нем своего влияния. В этой связи противовесом США выступает Китай, заинтересованный в сотрудничестве с Россией, и в определенной мере ЕС, который также не хочет допустить безраздельного доминирования США на Каспии.

Просматривается перспектива скорого создания противовеса политике США в составе ЕС, КНР и России.

Один из важнейших элементов стратегии США в Каспийском регионе - создание новой архитектуры трубопроводов. Причем желательным условием выдвигалось то, чтобы новые маршруты не проходили по российской и иранской территориям. По мнению Вашингтона, Турция должна служить воротами для выхода каспийской нефти на западные рынки. В этой связи основная ставка делается на нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который продвигается США наиболее последовательно, а также Тенгиз-Новороссийск "Каспийского трубопроводного консорциума"; разрабатывается проект строительства газопровода Баку-Эрзурум для экспорта газа с азербайджанского шельфа Каспия в Турцию.

В свою очередь газопровод "Голубой поток" относят к числу уникальных газо-транспортных сооружений, не имеющих аналогов в мире. Весь процесс реализации "Голубого потока" сопровождался противодействием США. Проекты "Южный поток" и "Северный поток" являются очередным реальным шагом в реализации стратегии России по диверсификации маршрутов поставок российского природного газа. Осуществление данных проектов направлено на укрепление энергетической безопасности Европы.

Расширение ЕС и продолжающийся интеграционный процесс внутри этой организации подталкивает к обеспечению альтернативных путей для поставок нефти и газа на рынки стран Евросоюза. Стоит отметить, что Россия приступила к реализации проекта строительства "Бургас-Александруполис" в обход турецких проливов. Данный трубопровод будет первым транспортным коридором, проходящим по территории ЕС и регулируемый Россией.

Все же стремление ЕС снизить свою газовую зависимость от поставок российского "голубого топлива" и его транзита через Россию заставляет европейцев искать альтернативных экспортеров газа и маршруты в обход территории России. Очевидно, что некоторые проекты нефте - и газопроводов на Каспии мотивированы исключительно политическими целями, а не экономической целесообразностью. Так, в вопросе маршрутов транспортировки нефти ЕС никогда не настаивал на обязательном строительстве трубопроводов в обход российской территории. Европейские страны приветствовали строительство основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан только как возможность разгрузить Черноморские проливы и оказать дополнительную поддержку турецкой экономике. В отличие от США Брюссель признает законность интересов Москвы в регионе и готов признать особую роль России, особенно в сфере безопасности, торгово-экономических связей и энергетики. Гораздо больше беспокойства у Европы вызывает стратегия Китая, которая способна в перспективе спровоцировать российско-китайское соперничество в регионе.

Что касается Китая, то он принимает политику различных межгосударственных энергетических организаций и придерживается курса на импорт энергоносителей разными путями. Это соответствует потребностям и безопасности китайской энергетики и соответствует интересам стран-экспортеров. В то же время Китай проводит весьма активную политику в сфере укрепления сотрудничества со странами Центральной Азии и особенно с Казахстаном. В декабре 2005 г. было завершено строительство трубопровода из Казахстана в Китай, который должен стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Сдержанная позиция Пекина на Каспии, возможно, объясняется признанием этого региона как зоны естественных интересов России, с которой Китай стремится поддерживать отношения, необходимые для решения более важных стратегических задач на мировом уровне.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Сравнительный анализ
Таким образом, мы увидели все своеобразие избирательных систем трех различных государств. Попробую попарно сравнить их. Российская и немецкая избирательная системы имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а та ...

Теоретические основы политической системы. Понятие политической системы
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существован ...

Виды политической системы
Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (т.е. приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до т.н. президентской формы правления, допускающей временное или длительное ...