PoliticalWay

Все стороны политики

Методы политологии
Страница 4

можно выделить две части

: нормативные знания, которые не носят объективного характера, т.е. зависят от человека и его сознания и дескриптивные или описательные, которые по своей природе являются объективными знаниями, т.е. не зависят от сознания человека - верификационные.

Нормативные знания

преобладали в политической науке от ее возникновения вплоть до XIX века. Политические учения этого периода содержали в себе субъективные оценки мыслителей по поводу существующего строя, их гипотезы относительно того, каким должно быть идеальное общество. Таким образом, представители политической науки, начиная от Аристотеля в античности до социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье, Оуэна в Новое время, выдумывали из собственной головы самые невероятные проекты человеческого общежития. Именно по этой причине нормативные знания не могут считаться объективной истиной, так как зависят от человека, его представлений и добре и зле. Так, например, суждение о том, что демократия является наилучшей формой государственного устройства, которое неоднократно защищали ряд ученых, не может рассматриваться объективной истиной, так многие люди с этим не согласятся. Как англичане, которые неплохо живут и при парламентской монархии. Таким образом, нормативные знания зависят от признания их людьми.

Насильно же навязать людям те или иные идеи, ценности, концепции невозможно, пускай они даже будут прогрессивными. Рано или поздно они потерпят крах и будут отторгнуты.

Если одна часть политологических знаний носит нормативный характер и не может рассматриваться как объективная истина, то другая основополагающая часть, адекватно отражает реальные политические процессы и не зависит от сознания людей.

Сюда относятся дескриптивные знания. Они представляют собой научное описание реальных событий, фактов. Сюда входят статистические знания, результатов опросов, анкетирования, другими словами, те знания, которые получены с помощью конкретных эмпирических методов. Отличительной особенностью этих знаний является возможность их верификации, т.е. проверки. Это означает, что другие исследователи, используя те же самые процедуры могут получить идентичный результат.

Особенность политологического знания отражается в функциях, которые политология выполняет. Можно выделить следующие основные функции:

Познавательная функция

. Она заключается в тем, что политология стремиться адекватно отражать политическую реальность, раскрывать присущие ей закономерности. Хотя политология не составляет конкретных социальных программ, она способна в отличие от марксистско-ленинских идеологических наук дать объективные суждения о политической действительности.

Политология не ограничивается познанием политической действительности. Она также дает оценку политическому строю, эффективности политических институтов, методов управления, способам разрешения социальных конфликтов. В этом выражается ее оценочная

функция. В странах реального социализма она подменялась классовым доходом. Т.е. все политические явления, события оценивались с точки зрения соответствия интересам пролетариата. Сегодня политологи исходят при оценке политической деятельности из общечеловеческих, гуманистических ценностей, соответствия политических программ свободному развитию человека

Далее политология выполняет функцию формированию демократической политической культуры населения

.

Можно выделить несколько основных направлений политического образования. Во-первых, формирования у населения демократической культуры: т.е. знание основ демократического государственного устройства, собственных прав и свобод, способности реально оценивать существующий строй. Для нашей страны это особенно важно, так многие годы политическое образование ограничивалось знакомством м материалами очередного партийного средства, в то время, когда миллионы людей не знали о существовании Всеобщей Декларации прав человека (1991 - наша страна подписала, а ООН в 1948 году), Всеобщего европейского суда, куда каждый европеец мог обратиться за помощью. Опыт ряда стран свидетельствует о позитивной роли демократического политического образования при переходе от тоталитаризма к демократическому обществу. Весьма поучительным для нас является опыт ФРГ (когда в школах Западной Германии по настоянию союзников немецкой власти были вынуждены ввести изучение основ демократического государственного устройства. И сегодня в этой стране существует разветвленная сеть политического образования, которая субсидируется государством).

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Мажоритарная система абсолютного большинства
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных и ...

Проблема власти в современной России.
В настоящее время в России продолжает господствовать авторитарный политический режим, принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществ ...

Современные тенденции региональной интеграции: проблемы и преимущества
С концептуальной точки зрения международная политическая интеграция полностью вписывается в те взаимосвязанные и в то же время противоречивые тенденции, которые характерны для современной мировой экономики. В настоящее время международны ...