PoliticalWay

Все стороны политики

Власть как общественное явление. Политическая власть
Страница 2
Материалы » Власть в современном обществе » Власть как общественное явление. Политическая власть

Третье. Власть – это потенциал, возможность, осуществляемая в действии, во взаимоотношении субъектов, причём зависящих от условий. В этом смысле её нельзя присвоить. Захватив власть, передать её из одних рук в другие не означает ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определённую совокупность средств или право, которые обеспечивают формирование и реализацию способности одних навязывать свою волю другим, управлять их поведением и деятельностью. В том числе утверждать и закреплять определённые ценности и нормы, определяющие статус и социальную роль тех лиц, групп и организаций, которые в новой системе отношений обладают доступом к принятию общезначимых решений.

Четвёртое. Политическая власть производна от общественной системы, а более конкретно – от социальной структуры и, в конечном итоге, от общественных экономических отношений. Именно в конечном итоге. Отсюда вытекает принципиальное отрицание сведения власти к сфере субъективно-волевого действия людей. Несводимость, однако, не равнозначна исключению во властеотношениях субъективно-волевого момента, в том числе и возможности его решающей роли в определённых конкретных ситуациях. С учётом сказанного следует подходить к известному тезису К.Маркса: «При исследовании явлений государственной жизни… легко поддаются искушению упускать из виду объективную природу отношений и все объяснять волей действующих лиц. Существуют, однако, отношения, которые определяют действия как частных лиц, так и отдельных представителей власти и которые столь же независимы от них, как способ дыхания. Став с самого начала на эту объективную точку зрения, мы не будем искать добрую или злую волю попеременно то на одной, то на другой стороне, а будем видеть действия объективных отношений там, где на первый взгляд кажется, что действуют только лица».

Следовательно, при анализе политической власти нужно иметь в виду, что за волевыми действиями людей всегда стоят объективные отношения, которые обусловливают непосредственно наблюдаемые взаимодействия индивидов и групп, за субъективно волевыми отношениями скрываются объективные взаимосвязи, потребности и интересы.

Пятое. Политическая власть, безусловно, связана с принуждением, что фиксировалось во всех историко-политических взглядах, и также отмечается в современных представлениях. Тем не менее, её нельзя отождествлять только с принуждением и, тем более, с физическим насилием. Если это делалось многими политическими теоретиками в прошлом, то имелись для того объективные причины. Например, однозначное определение классиками марксизма политической власти в эксплуататорском обществе как организованного насилия одного класса над другими, относилось к характеристике диктатуры буржуазии, свидетелями которой они были. Думается, что во многом такое определение применимо и к современности, что подтверждается господством в ряде стран мира диктаторских режимов. Тем не менее, в обществах, основанных на принципах демократии, политическая власть, не исключая возможности принуждения, выступает и в других формах доминирования властвующих субъектов. Главным образом как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и т.д. Сущность, идеал социалистического народовластия, о чём писали гуманисты-социалисты, конечно же, не сводится к принуждению, а предполагает также сознательное, добровольное участие масс в принятии политических решений.

Рассматривая понятие политической власти в широком плане, надо подчеркнуть, что принуждение вообще не исчерпывает сущность власти. Последняя служит способом (средством) регулирования общественных отношений, совместной жизни людей, важнейшим фактором управления обществом. Современные исследователи подчеркивают, что у власти главный аспект – это управление общественной жизнью людей; она составляет неотъемлемый элемент системы социального управления, средство, обеспечивающее организованность и управляемость человеческими сообществами. Следовательно, структура властеотношений не тождественна отношению «господство – подчинение», а ещё включает подсистему «управляющий и управляемый». Последняя, хотя полностью не вписывается в орбиту власти (властвовать и управлять - не одно и то же), тем не менее, образует один из атрибутивных её элементов. Власть политическую нередко понимают как управление государством.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Геополитические концепции российской истории (Ключевский, Данилевский) (1822-1855))
Работа: «Россия и Европа» (издана в 1871г.) – не существует единого пути развития мировой цивилизации. Мировое развитие – это развитие локальных и самодостаточных культурно-этнических систем (культурно-исторических типов) Эти системы пр ...

Функции политологии
Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкрет ...

Соотношение политики с моралью, правом, экономикой
Можно ли применять к политике, в арсенале которой находятся средства насилия, категории этики и морали? На этот вопрос в истории политической мысли нет однозначного ответа. Выделяются 3 модели взаимодействия между моралью и политикой: 1. ...