PoliticalWay

Все стороны политики

От культурной экспансии к концепции глобальной культуры
Страница 1
Идея американского века » От культурной экспансии к концепции глобальной культуры

Воплощение идеи американского века активно происходит и на ценностном уровне. Согласно рассуждениям З.Бжезинского, «культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Ее привлекательность, вероятно, берет свое начало в жизнелюбивом качестве жизни, которое она проповедует, но ее притягательность во всем мире неоспорима. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже одежде все больше подражают во всем мире. Язык Internet - английский, и подавляющая часть глобальной компьютерной «болтовни» - также из Америки и влияет на содержание глобальных разговоров. Наконец, Америка превратилась в Мекку для тех, кто стремится получить современное образование; приблизительно полмиллиона иностранных студентов стекаются в Соединенные Штаты, причем многие из самых способных так и не возвращаются домой. Выпускников американских университетов можно найти почти в каждом правительстве на каждом континенте».[40]

Таким образом, мир столкнулся с невиданной до сих пор культурной экспансией. Культурная экспансия (от лат. expansio - распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

Человечество во второй половине XX века явилось свидетелем беспрецедентной культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 60-е годы - Японии, в 70-е - стран Латинской Америки, в 90-е - России.

Под эти процессы подведена прочная научно-методическая основа. Концепция глобальной культуры

на протяжении последних более чем десяти лет разрабатывается на страницах журнала-альманаха «Теория, культура и общество» (Theory, Culture and Society), редактируемого М.Фeверстоуном. Главные направления разработки предлагаемого подхода (модели) это - потребительство как явление глобальной культуры, мировой туризм, мировой религии, культура постмодернизма. Центральный вопрос, рассматриваемый представителями этой школы социологической глобалистики касается проблемы самоидентификации личности в условиях нарастания транснациональных тенденций в культуре. Что испытывает индивид в ситуации превращения его национальной культуры в часть глобального мирового целого. Отсюда такие специфические темы, как американизация мировой популярной культуры, «макдоналдизация» и др. В рамках этой социологической модели преобладающее значение в глобальных процессах отдается именно культуре.

Под «макдоналдизацией» подразумевается известная концепция Дж. Ритцера.[41] Макдонализация - метафора крайнего рационализма в деловых отношениях и производстве: Эффективность, Просчитываемость, Предсказуемость,Контроль (в английской аббревиации - ЕСРС)

Джордж Ритцер формулирует рационалистическую модель американизации деловых взаимоотношений в лапидарной схеме:

[Efficiency - Эффективность, прежде всего экономическая,

[Calculability - Просчитываемость в рамках простых или сложных количественных моделей,

[Predictability - Предсказуемость, «ожидаемость»,

Страницы: 1 2


Статьи по теме: