PoliticalWay

Все стороны политики

Экономическое развитие страны под действием принципов ислама
Страница 5
Материалы » Формирование и развитие террористических организаций в Пакистане (середина 1980 – 2000 гг.) » Экономическое развитие страны под действием принципов ислама

Уже в первый день после введения закона богатые пакистанцы начали срочно ликвидировать свои счета в банках и многие из них обратились к иммиграционным властям за визами на выезд, однако всем, кто не уплатил налог, в визах было отказано.

Проведя в начале сентября 1980 г. серию консультаций с представителями ряда мусульманских сект и общин, Зия-уль- Хак объявил 15 сентября 1980 г. о внесении в закон таких поправок, позволяющих шиитским общинам и сектам интерпретировать положения Корана и сунны в соответствии с их религиозными учениями. Одновременно была внесена также поправка, согласно которой при сохранении принципа обязательности отчисления в фонд закята, «если лицо не считает обязательным выплату закята, руководствуясь своей верой и фикхом, оно может быть освобождено при условии представления в письменном виде в шариатский суд заявления в течение 3 месяцев до истечения срока взимания налога». Поправки предусматривают также возврат закят- лицу, считающему, что начисление налога было сделано незаконно. Положительное решение может быть принято шариатским судом только в том случае, если истец представит двух свидетелей и заявление, заверенное магистратом или нотариусом. В случае, если суд не утвердит прошение, заявитель заплатит удвоенный налог.

Столь строгие условия апелляций, по всей видимости, будут сдерживать обращение в суды лиц, недовольных налогом и имеющих претензии к комитетам по сбору закята.

Таким образом, всеобщее введение мусульманского налога встречается с организационными трудностями по его сбору и распределению и даже с сопротивлением отдельных лиц, целых сект и общин, и поэтому правительство вынуждено считаться с мнением мусульманских религиозных меньшинств, учитывать их требования, надеясь тем самым найти сторонников своему режиму.

Весьма остро встал вопрос о распределении средств, собранных в качестве закята, между провинциями. Споры вызвал вопрос о том, насколько должны учитываться региональные диспропорции в развитии, какой механизм распределения следует избрать, чтобы наиболее эффективно способствовать устранению этих диспропорций. В конце концов речь шла о довольно солидных суммах. Согласно президентскому указу от 21 июня 1980 г., банки отчислили с имеющихся частных счетов в фонд закята 500-550 млн рупий. Однако это только

часть тех средств, которые, по представлениям инициаторов реформы, должны были сформировать фонд закята. Другую часть должны были составлять налоги с объявленной реальной части доходов и 11 видов ценных бумаг. Здесь, естественно, возникли трудности, поскольку большинство налогоплательщиков делало все, чтобы приуменьшить величину своих доходов. Размеры фонда, таким образом, мало зависели от объективных факторов. Нужно учитывать, что, по официальным данным, в стране начало функционировать 37 тыс. комитетов и советов закята разных территориальных уровней (от центрального до районных), в которых только на добровольных началах работало свыше 250 тыс. человек. Печать была полна сообщениями о случаях утаивания средств, собранных добровольцами и улемами в виде закята, а также о злоупотреблениях в ходе распределения средств[21].

Коррупция начиналась с составления списков нуждающихся, к числу которых по закону должны были относиться бедняки, сироты, вдовы, инвалиды, безнадежные должники и др. Были отмечены многочисленные случаи, когда средства из фонда попадали не по назначению, а нуждающиеся подолгу (часто без результата) ждали своей очереди на получение вспомоществования. Состоятельная прослойка общества получила право создавать отдельные, семейные, благотворительные фонды и отчислять на их нужды до 15% выплачиваемых в виде закята средств. Так возникли благотворительные фонды монополистических групп Хабибов, Испахани, Адамджи и других. Вместо того, чтобы использоваться на цели, предписываемые Кораном, эти средства по большей части шли на нужды самих этих групп.

Не отставали в махинациях и банки. Они часто переадресовывали сделки с процентом другим банкам, которые по закону не обязаны были применять исламский способ финансирования. Новые способы финансирования на основе участия в прибылях и убытках (мушарака и мудараба) применялись в исключительных случаях и больших доходов не приносили.

Исламизация экономической жизни страны не мыслится правящими кругами без введения еще одного налога - ушра» взимаемого с продукции земледелия, животноводства, пчеловодства, рыбной ловли и других промыслов. В некоторых странах ушр, по существу приравнивается «к рыночным сборам и составляет значительную долю государственного дохода, взимаемого в виде налога со своих подданных и приезжих купцов и торговых предприятий». Некоторые современные богословы приравнивают ушр к одной из разновидностей закята[22].

Согласно принятому 21 июня 1980 г. закону о закяте и ушре последний должен играть вполне самостоятельную роль и ни в коей мере не должен заменять закят. Ушр взимается с продукции земли, а не с ее стоимости. Необлагаемый максимум этой продукции установлен в 948 кг пшеницы или ее зернового эквивалента в денежном исчислении для собственников и арендаторов земли. Денежная стоимость продукции определяется ежегодно по ценам, объявляемым Генеральным администратором.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Ресурсы политической власти
Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается ц ...

Роль политических партий в избирательном процессе в РФ (федеральные и региональные аспекты). Общая характеристика парламентских выборов 2003 года
Выборы 1999г. Дали предельно четкую картину представительства традиционных партийных сегментов. Число партий- соискателей по сравнению с предыдущими выборами снизилось в полтора раза (с 43 до 26); четко выделились шесть победителей, из ко ...

Структура и функции политологии
Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, которые подлежат рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться разными науками, ...