PoliticalWay

Все стороны политики

Выводы

В целом региональный конфликт представляет собой результат конкурентного взаимодействия двух и более политических акторов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д.

Региональная война — это ограниченный конфликт, причина которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев)

Новая эпоха, наступившая с распадом Советского Союза, характеризуется множеством примет, самой печальной из которых можно назвать целую серию конфликтов, разгоревшихся на постсоветском пространстве.

Свертывание внешнего влияния России, осуществляемое сначала во имя «общечеловеческих ценностей» (под которыми на практике понимались интересы наших стратегических конкурентов), затем – ради снижения бюджетного дефицита, в конечном итоге принесло свои плоды: Россия утратила значимое влияние за пределами территории бывшего СССР. Даже представители стран, наиболее благожелательно относящихся к России, на деле склонны отрицать ее право защищать всех своих граждан.

Слабость России на международной арене вызвала резкое сужение повестки дня на переговорах с США и Европой, что, в свою очередь, способствует повышению значимости региональных конфликтов. Ведь давление глобальной конкуренции является «великой постоянной» современного исторического развития, и государства, недостаточно сильные, чтобы участвовать в глобальных процессах, сталкиваются с этой конкуренцией на более низком, региональном, уровне. Кто не хочет защищать свои интересы на дальних рубежах, будет вынужден защищать их на ближних подступах.

На протяжении последних 15 лет безопасность Южнокавказского региона находится под угрозой неурегулированности конфликтов в Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, нестабильности в Чечне и Дагестане. Международные террористические сети, религиозный экстремизм используют сепаратистские движения в качестве отработки диверсионных актов и вербовки новых наемников. Россия столкнулась с этой угрозой в лице международного терроризма, попыток спровоцировать конфликты в зонах компактного проживания некоторых этнических меньшинств, экспорта радикальных религиозных течений в приграничных с Северным Кавказом и южных регионах страны. Это обуславливает активное участие России в урегулировании региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Бедность, неурегулированность этнических и территориальных конфликтов, авторитаризм и информационная закрытость локальных общин являются корнями международного терроризма и религиозного экстремизма. Поэтому от посреднической миротворческой стороны очень важны и меры по содействию экономическому развитию, утверждению принципов демократии и прав человека, урегулированию застарелых конфликтов в нестабильных регионах.

Среди потенциальных предпосылок к новым межнациональным конфликтам в странах СНГ нужно назвать безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и ругиональных конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма. В силу этих обстоятельств, по нашему мнению, Центральная Азия и Кавказ остаются наиболее конфликтными регионами. Быстрый рост населения, особенно его трудоспособной части будет способствовать вытеснению пришлого населения.

В Российской Федерации в ряде регионов всё еще сохраняется межэтническая напряженность в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам. Но эта проблема требует также отдельного рассмотрения.


Статьи по теме:

Основные направления развития российской политической мысли
Заметное отставание в развитии политической теории и практики в России от передовых западных стран вовсе не означает отсутствие в многовековой истории страны оригинальных политических идей и учений. История российской и западной политичес ...

Консерватизм
Как направление в западной политологии, философии, социологии консерватизм возникает как ответ на социальные изменения, которые раскачивали мировой правопорядок с середины XVIII столетия в связи с крахом феодализма. Понятие "консерва ...

Политический маркетинг: концепция и технология
Реальные политические процессы в любом сложноорганизованном обществе и государстве исключительно многообразны. С одной стороны, на них можно смотреть как на проявление специфической общественной сферы, обладающей социальными границами, вн ...