PoliticalWay

Все стороны политики

Понятие и история прав человека
Страница 2

Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое, в свою очередь, более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.

Формы государства по Аристотелю определяются тем, с одной стороны, кто правит (один, немногие, все), а с другой - тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исхода из этих оснований, Аристотель подразделяет формы государства на правильные (монархию, аристократию, политию), при которых правители преследуют общую пользу, и неправильные (тирания, олигархия, демократия), где в основе лежат только собственные интересы правителей. В "Политике" Аристотель называет политию наилучшей из правильных форм, хотя монархия представляется ему "первоначальной и самой божественной". Что касается демократии, то Аристотель вслед за Платоном, для которого демократия равнозначна лишь охлократии (власть толпы, черни), относится к демократии критически. Он полагает, что как власть масс она может привести к тирании большинства либо к власти единоличного тирана.

Автономия, достоинство и равенство индивидов во взаимоотношениях с властью и другими людьми распространялись философами Древней Греции и Древнего Рима главным образом лишь на свободных граждан, но не на рабов, которые, как считал Аристотель, самой природой наделены качествами, предназначенными для подчинения и исполнения указаний господина. Среди античных сторонников естественного права лишь стоики провозгласили лозунг равенства людей по природе, независимо от пола, национальности и социального положения, поскольку все люди созданы космосом и над всеми "равно тяготеет судьба".

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманистическим идеям высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственными ценностями. Христианство обращается к внутреннему миру человека, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию человеческой индивидуальности. Оно требует уважения каждого человека как творения, наделенного душой и созданного Богом по своему образу и подобию. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Кроме того, вдохновляющим примером уважения и любви к человеку служит поступок Бога, сознательно обрекшего Своего Сына на мучительные страдания на кресте ради спасения человечества. Проповеди Христа также обращаются в первую очередь к униженным и оскорбленным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем, духовном измерении - в отношении к Богу.

Гуманистические идеи христианства, выступая в качестве нравственных регуляторов поведения людей, оказали огромное влияние на все последующее развитие Старого Света. И все же они не нашли политико-институционального признания и воплощения в реальных государственно-правовых нормах. В эпоху феодализма получили распространение принципы взаимоотношения между индивидом и властью, унаследованные от античного общества и германских обычаев и смягченные патриархальной и христианской моралью.

Отношения между индивидом и властью представляли собой сложную общественную иерархию прав и обязанностей. Человек, в соответствии с местом, занимаемым на социальной лестнице, был обязан выполнять указания своего господина (сюзерена) и в то же время мог рассчитывать на его покровительство и защиту, а также на послушание подданных (если они существовали), неся перед ними, в свою очередь, определенные обязанности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Особенности функционирования политической власти в Республике Беларусь. Исторический процесс организации политической власти в Республики Беларусь
В организации политической власти на Беларуси можно с определенной точностью выделить два основных периода, сопоставление которых дает повод утверждать о ситуации "прерванной традиции". Первоначальный процесс оформления власти ...

Эволюция континентальной стратегии России
Первым собирателем русских земель, заложившим основы политического и экономического могущества Московского княжества, стал Иван I Калита. Он понимал, что могущество Руси кроется в сильном, едином государстве. Много веков спустя такое гос ...

Типология политического лидерства
Лидерство – один из механизмов интеграции групповой деят-ти когда индивид или часть соц. группы берет на себя ф-ции осуществления координации и направления действия всей группы, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчин. ук ...