PoliticalWay

Все стороны политики

Современное политическое лидерство в России
Страница 2
Материалы » Современное политическое лидерство в России

Описывая структуру современного политического лидерства, следует отметить, что оно дифференцировалось по своим ценностным ориентациям и социальной направленности. В качестве основания типологии выделяют отношение к осуществлению модернизации в России. В этой связи говорят о либеральном, неоконсервативном и социалистическом типе модернизаторского политического лидерства. Сферой влияния лидеров либерального направления стали промышленно развитые северные и восточные районы Российской Федерации. Территории среднего уровня развития и преимущественно аграрного профиля Юга и Центра России, для которых характерны консервативные установки, стали социальной базой политиков неоконсервативной ориентации. В регионах, сочетающих высокий уровень промышленного развития и современный агрокомплекс, руководство стремится выработать стратегическую линию, равноудаленную от крайностей радикальных модернизационных проектов. Социалистическую направленность имеют политические лидеры, которые по идеологическим мотивам или по другим причинам исповедуют социалистические ценности в экономической, социальной и других областях жизни, переносимые на реальную действительность.

В настоящее время все чаще встречаются лидеры преобразующие, а не компромиссные. Компромиссный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Преобразующий лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.

Различают также стили политического лидерства, которые могут классифицироваться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец, от индивидуальных качеств самого лидера. Зрелое гражданское общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций лидеров в современной России выделяются следующие:

интегративная - объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

ориентационная - выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

инструментальная - определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;

мобилизационная - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

коммуникативная - обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;

функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве -

институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти
С главы 4 Конституции Российской Федерации начинается изложение в Основном Законе страны системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым статусом Президента в организации государственно ...

Государство - основной структурный элемент политической системы общества
Особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами: 1. Выделившись из общества, государство становится его единственной властвующей политической организацией. Государственная власть - главная ...

Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике
По мнению многих авторов, межгосударственные отношения выступают в качестве основного элемента международных отношений, представляющих собой совокупность интеграционных экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и дру ...