PoliticalWay

Все стороны политики

Реформа и ее место в политическом процессе
Страница 1
Материалы » Формы политического процесса » Реформа и ее место в политическом процессе

Наиболее расширенное понимание реформы (от лат. reformare - преобразовывать) сводит ее сущность к изменению какой-либо существенной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и социального строя.

Реформа - не только понятие, которым оперируют историческая, социологическая, политическая, экономическая и другие науки, она - повседневная реальность любого современного общества, динамизм которого вынуждает его членов перестраивать общественное здание, приспосабливая устаревшие конструкции к изменившимся условиям как внешней, так и внутренней среды. Направленность реформ (социальных, экономических, политических) может носить охранительный или преобразовательный характер, они могут быть системными или касаться отдельных общественных подсистем (реформа образования, военная, судебная и т.п.). Неудивительно поэтому то многообразие в подходах к пониманию сущности, направленности реформ, оценки их значения в жизни общества, которое характерно для современных научных исследований проблемы.

В целом, однако, в политической науке преобладает точка зрения, в соответствии с которой реформа - это, прежде всего, адекватное приспособление к изменившимся условиям политической системы (или ее отдельных элементов), цель которого обеспечить минимальную способность функционирования разных элементов общественного организма, создать условия для самоорганизация политической системы в целом.

Реформа не сводится к "мелкому ремонту" политического (социально-экономического) механизма. В наше время она - способ последовательного, радикального преобразования общественной системы, замена ее основополагающих ценностей и институтов. В то же время трудно определить границу между охранительным реформаторством и системными структурными изменениями. Масштабы, темпы и результаты реформ обычно оцениваются учеными после их завершения. Перед началом или в ходе их осуществления дать им оценку, разработать надежный прогноз относительно их результата весьма затруднительно.

XX столетие предоставило политическим силам широкое поле для реформаторской практики. Нет ни одного континента, региона или страны, общественные системы (отдельные подсистемы) которых не претерпели бы существенных (радикальных) изменений. В основе реформаторской практики правящих элит лежала одна из основных идеологий, в соответствии с которой строилась практическая деятельность по перестройке, обновлению, укреплению, трансформации политической системы или ее отдельных сегментов.

В политической науке (и опосредованно в политической практике) существуют следующие трактовки реформ:

консервативная. Признавая неизбежность реформ, Идеологи консерватизма подчеркивают: реформа - это Движение вперед, призванное сохранить существующий Порядок. Она направлена на устранение недостатков, а не на построение неизвестного умозрительно сконструированного будущего. Осуществляя преобразование, следует бережно относиться к историческому наследию, необходимо отказаться от установления временных рамок, и постоянно корректировать свою преобразователь, скую деятельность. Кредо консерваторов в отношении к реформаторской деятельности совпадает с девизом медицины: не навреди! Стабильность, последовательность осторожность, постепенность - вот требования консерваторов при осуществлении реформ;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Либерализм и неолиберализм: генезис, основное содержание и место в политической доктрине
Еще относительно недавно в обыденном сознании либерализм (от лат. Liberalis – свободный) отождествлялся, как правило, с негативным оттенком его смысла, т.е. понимался как излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство. Ко ...

Развитие современной политологии
С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Основной вклад в развитие современной политологии внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Дал ...

Понятие политической культуры
Американские политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл определяют политическую культуру общества как «совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий ...