PoliticalWay

Все стороны политики

Типология политических режимов
Страница 2
Материалы » Политический режим » Типология политических режимов

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1.

Носителем власти выступает один человек или небольшая группа лиц. Это может быть тиран, монарх, военная хунта и т. д. Народные массы отчуждаются от власти.

2.

Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.

При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

3.

Опора

(реальная или потенциальная) на силу

. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью у широких слоев населения. Но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению.

4.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности.

При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организации, но при условии их подконтрольности властям.

5.

Отказ от тотального контроля над обществом,

невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего - в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6.

Рекрутирование политической элиты путем кооптации,

назначения сверху, а не путем конкурентной электоральной борьбы.

В современном политическом языке термин "демократия" - один из наиболее распространенных и многозначных. В политологии, а также в исторической и юридической науках термин демократия употребляется чрезвычайно широко. Слово "демократия" греческого происхождения и означает "народовластие" (demos -народ, kratos - власть). В ранний период своего существования в Древней Греции (античная демократия) демократия понималась как особая форма устройства государства,

при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии и тирании) и не группа лиц (олигархия, аристократия), а все граждане, пользующиеся равными правами на участие в делах государства.

В более широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятия решений большинством.

Демократия может также рассматриваться как основанный на определенных ценностях утопический идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет, участие граждан в управлении и некоторые др.

Наконец, четвертое значение демократии - социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это - движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Неоднозначность в толковании демократии во многом связана с различными подходами к ее пониманию и анализу. С древних времен существуют два главных подхода: нормативный и описательно-эмпирический. Первый преобладал вплоть до XX в. Нормативный подход предполагает построение идеальной модели демократии, обосновании ее преимуществ по сравнению с другими формами правления.

Для описательно-эмпирического подхода характерно абстрагирование от идеалов и априорных оценочных суждений, исследование реально существующей демократии. При этом уточняется и даже пересматривается понятие демократии и ее теория. На таком подходе основана, в частности, теория элитарной демократии. В большинстве демократических концепций оба подхода тесно переплетаются, сочетаются с целью сближения идеала и реального демократического строя.

Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные, общие черты, присущие всем демократическим государствам.

1.Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически менять их. а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Перспективы геополитического развития и проблемы идентификации государств Океании в современном геопространстве. Геополитическое положение и модель развития Меланезии
Проанализируем геополитическое положение островных государств на примере стран Меланезии. Подчеркнем, что само название «Меланезия» (т. е. «черные острова») указывает на цвет кожи аборигенов, но на самом деле она варьирует от светло-корич ...

Структура и функции политологии
Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, которые подлежат рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться разными науками, ...

Формирование мифа о принадлежности к русскому этносу
Россия исторически сложилась как полиэтническая общность и многонациональное государство. Этногенез и политогенез российского народа своими корнями уходят в древние времена, которые связаны с жизнью и бытом славянских этносов и племён. В ...