PoliticalWay

Все стороны политики

Типология политических режимов
Страница 2
Материалы » Политический режим » Типология политических режимов

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1.

Носителем власти выступает один человек или небольшая группа лиц. Это может быть тиран, монарх, военная хунта и т. д. Народные массы отчуждаются от власти.

2.

Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.

При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

3.

Опора

(реальная или потенциальная) на силу

. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью у широких слоев населения. Но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению.

4.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности.

При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организации, но при условии их подконтрольности властям.

5.

Отказ от тотального контроля над обществом,

невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего - в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6.

Рекрутирование политической элиты путем кооптации,

назначения сверху, а не путем конкурентной электоральной борьбы.

В современном политическом языке термин "демократия" - один из наиболее распространенных и многозначных. В политологии, а также в исторической и юридической науках термин демократия употребляется чрезвычайно широко. Слово "демократия" греческого происхождения и означает "народовластие" (demos -народ, kratos - власть). В ранний период своего существования в Древней Греции (античная демократия) демократия понималась как особая форма устройства государства,

при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии и тирании) и не группа лиц (олигархия, аристократия), а все граждане, пользующиеся равными правами на участие в делах государства.

В более широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятия решений большинством.

Демократия может также рассматриваться как основанный на определенных ценностях утопический идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет, участие граждан в управлении и некоторые др.

Наконец, четвертое значение демократии - социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это - движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Неоднозначность в толковании демократии во многом связана с различными подходами к ее пониманию и анализу. С древних времен существуют два главных подхода: нормативный и описательно-эмпирический. Первый преобладал вплоть до XX в. Нормативный подход предполагает построение идеальной модели демократии, обосновании ее преимуществ по сравнению с другими формами правления.

Для описательно-эмпирического подхода характерно абстрагирование от идеалов и априорных оценочных суждений, исследование реально существующей демократии. При этом уточняется и даже пересматривается понятие демократии и ее теория. На таком подходе основана, в частности, теория элитарной демократии. В большинстве демократических концепций оба подхода тесно переплетаются, сочетаются с целью сближения идеала и реального демократического строя.

Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные, общие черты, присущие всем демократическим государствам.

1.Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически менять их. а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Экономическая и социальная политика правительства
«Аргентина входит в четверку крупнейших производителей сои, кукурузы, говядины и пшеницы. Объем экспорта этих товаров с 2003 года вырос на 48,2 процента, вытянув страну из кризиса 2002 года, и обеспечив рост экономики на 6 процентов в год ...

Деятельность незарегистрированных молодежных организаций в Республике Беларусь
В настоящий момент в Республике Беларусь осуществляют деятельность целый ряд незарегистрированных молодежных организаций радикального и оппозиционного толка. Основной причиной нелегального положения этих структур является несоответствие ц ...

Законодательный процесс.
Билли, кроме финансовых (денежных), могут вноситься в любую палату, но на практике наиболее важные из них сначала рассматриваются Палатой общин, а наиболее сложные с юридической точки зрения – Палатой лордов. В парламентском праве Велико ...