PoliticalWay

Все стороны политики

Механизм осуществления политической власти
Материалы » Предмет и методы политологии » Механизм осуществления политической власти

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право. Реализация власти подразумевает взаимодействие между многими ее основными элементами. В силу этого объективно выступает проблема разделения властей, основные принципы которой изложены в работах Ш. Монтескье, в частности, в его книге «О духе законов». В ней говорится о необходимости поставить заслон власть имущим в их попытках ограничить политическую свободу граждан. Ш. Монтескье считал, что для полной свободы власть законодательная и исполнительная не должна быть соединена в одном лице или учреждении. Судебная власть также должна находиться отдельно от законодательной и исполнительной. Разделение власти возможно по вертикали и горизонтали. Ветикальное разделение — это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Существует два уровня разделения власти: общенациональный (или центральный) и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена Конституцией. Такая система власти называется федеральной (США Индия, Россия, Канада). Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной (Англия, Украина). Горизонтальное разделение власти имеет место, когда власть определяется между тремя органами власти - законодательным, исполнительным и судебным. Для чего это нужно? Политический опыт демократических стран показывает, что их разграничение целесообразно по следующим причинам: а) из-за необходимости четко определять функции, компетенцию и ответственность каждого государственного органа; б) из-за необходимости предотвращать злоупотребления властью, попытки установления диктатуры, тоталитаризма; в) из-за необходимости гармонично соединять власть и свободу, закон и право, государство и общество под углом зрения само ценности личности. Этот принцип законодательно закреплен в конституциях подавляющего большинства стран, в том числе и Украины. В ст. 5-6 ее Конституции записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; что государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную


Статьи по теме:

Политический конфликт как социальное явление
Политический процесс, содержание которого можно трактовать как различные формы взаимодействия политических субъектов, включает в себя, в том числе и конфликтные взаимоотношения актеров. Понятие "конфликт" для целого ряда зарубе ...

Численный состав.
В настоящее время Палата общин насчитывает 659 депутатов. Отметим, что численный состав палаты не является неизменным. Он возрастает каждый раз после пересмотра границ избирательных округов в связи с ростом численности населения. Так, по ...

Основные принципы консерватизма
Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности, имеющей свою внутренн ...