PoliticalWay

Все стороны политики

Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике
Страница 1
Материалы » Межгосударственные отношения в мировом политическом процессе » Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике

По мнению многих авторов, межгосударственные отношения выступают в качестве основного элемента международных отношений, представляющих собой совокупность интеграционных экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и других связей и отношений между государствами, системами государств, а также различными государственными и общественными институтами,

действующими на международной арене.

Политическая наука рассматривает межгосударственные отношения как большую, сложную динамичную систему, имеющую собственную структуру. В качестве своих составных частей она охватывает целый ряд подсистем, различных по форме и характеру общественных отношений. В современную эпоху, когда существующие на мировой арене общественные системы развиваются и взаимодействуют в условиях целостного мира, в каждой из них, в свою очередь, складывается своя сложная система межгосударственных отношений, различных по своей природе. Кроме того, внутри всемирной системы межгосударственных отношений можно выделить национальные, региональные системы в границах больших географических районов Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и др.

Субъектами

межгосударственных отношений выступают государства и их союзы, военно-политические объединения, интеграционные группировки, международные межправительственные и общественные (неправительственные) организации.

В практике общения субъектов межгосударственных отношений можно выделить несколько уровней.

Первый — глобальный.

Главным его субъектом выступает ООН — крупнейшая международная организация, учрежденная в 1945 г. на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности. Главные органы ООН, и прежде всего Совет Безопасности, формально становятся пультом управления взаимозависимым миром, сознательного регулирования происходящих в нем сложных процессов. Большую роль играет и деятельность международного Суда ООН. Признание примата права в межгосударственных отношениях требует уважения и четкого соблюдения решений этого органа, разумного самоограничения государств международно-правовыми нормами.

Практическую направленность приобретает функционирование и такой специализированной структуры ООН как миротворческие международные силы, действующие в разных частях земного шара.

Второй уровень — надрегиональный.

До распада СССР к ОВД это были два блока — империалистических и социалистических стран, а также группировка стран движения неприсоединения. Ныне остались две группировки — НАТО и связанные с ней страны (Япония, Южная Корея и др.) и движение неприсоединения (около 100 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и Европы). Ведущей силой в международных отношениях являются блок НАТО и США, мировая гегемония которых стала сегодня реальностью.

Третий — региональный.

Его субъектами являются государства определенного географического района. На их базе создаются соответствующие региональные организации (ЕС, ОАГ и др.).

Четвертый — двусторонний.

Это наиболее широко распространенный уровень межгосударственных отношений, субъектами которых выступают два государства.

Перечисленные выше уровни межгосударственного общения довольно специфичны, главным образом, потому, что на международной арене нет единого центра власти.

Там действуют государства, союзы государств, которые в принципе юридически равноправны и отношения между ними складываются в результате борьбы, исторического соревнования, соперничества, переговоров, разного рода соглашений и компромиссов. Государство, обладая монополией власти в пределах собственных национальных границ, вне их является одним из множества суверенных государств, и отношения между ними складываются не на основе подчинения, а на основе сотрудничества или противоборства. Любому государству в отношениях с другими странами постоянно приходится считаться с условиями внешней среды, с вопросами военной и экономической безопасности, зависящим во многом от обстоятельств, над которыми данное государство не властно. Поэтому любое государство моделирует свое поведение по отношению к внешней среде. Это поведение определяется природой государства и потребностями общества. Большую роль играет также характер внешней среды, в которой государство действует. Внешняя среда формально может быть представлена системой международных договоров и соглашений, условий которых государство придерживается. Они заключаются при обязательном соблюдении и выражении экономических, социальных, политических и иных потребностей государства.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков
Развитие промышленности, ремесла и торговли, ускоренное реформами Петра, привело к росту числа и влияния промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса был Иван Тихонович Посошков (1652, 1653 или 1665 — 1726 гг.). Посошко ...

Демократический политический режим.
В политической науке понятие «демократия» является одним из широко используемых и многозначных. Демократия, в переводе с греческого, означает народовластие. Демократия – форма общественной власти государства, основанная на признании наро ...

Проблемы, решаемые политологией
Таким образом, политология решает следующие проблемы: 1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или ...