PoliticalWay

Все стороны политики

Геополитическое положение России в СНГ
Страница 1
Материалы » Основные теоретические предпосылки геополитики в СНГ » Геополитическое положение России в СНГ

СНГ сложилось в начале 90-х гг. XX в. после распада СССР. 8 декабря 1991 г. в Вискулях (резиденция белорусского правительства, расположенная в Беловежской пуще) руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы 11 суверенных государств (кроме Прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Грузия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.

Так республики бывшие до этого в одном государстве превратились в отдельные суверенные, их отношения стали носить характер международных.

Распад СССР сопровождался тяжёлыми экономическими потерями, нанёс серьёзный удар по всем сферам жизнедеятельности во всех республиках. На месте Советского союза возникло пространство занимаемое ослабленными государствами. Одними из нитей сдерживающих дезинтеграцию республик были их экономические связи, которые формировались длительное время, а также духовная близость народов населяющих эти республики.

Создание СНГ это попытки встать на путь интеграции бывших союзных республик. Какова же цель этой интеграции, для чего она нужна? Распавшийся СССР превращается в, своего рода, геополитический вакуум. Территории, над которыми власть России практически сошла на нет, а никакая другая мировая держава ещё не успела утвердиться. Наивно надеется, что такие лакомые куски, как бывшие союзные респубики, не привлекут внимания мощных соседей, Европу и, обладающих амбициями на мировое господство, США. Интеграция сулит множество выгод, суть которых можно свести к тому, что она в значительной степени поспособствует безопасности, экономической и политический стабильности всех интегрируемых государств. Дезинтеграция же приведёт к тому, что отколовшиеся республики попадут под влияние других сильных держав, станут их сырьевыми придатками. Россия при этом окажется в одиночестве и будет, так же, играть роль источника ресурсов и энергоносителей.

Бельгийский геополитик Жан Тириар сравнил распавшийся СССР с, разломанной на дольки, плиткой шоколада, - не достаточно просто составить дольки вместе, необходима полная переплавка и отливание заново.

Надо сказать о том, какую роль играет в данном вопросе Россия. Россия официально стала приемником СССР и, таким образом, именно она должна являться главным субъектом геополитического взаимодействия стран. Как наиболее большое и мощное государство, Россия должна выполнять функции «большого брата» в регионе.

Распад СССР выявил множество проблем в отношениях стран участников союза. Получив свободу выбора, не все тут же взяли курс на интеграцию: прибалтийские страны сразу же однозначно обозначили прозападную политику и отстраненность от России. Некоторые страны стали искать пути самостоятельного независимого развития. В СНГ присутствуют как центростремительные, так и центробежные силы. Центробежность активно поддерживается политикой США. Все участники СНГ, по сути, осколки бывшего СССР ищут поддержки со стороны какой-либо другой крупной державы и в то же время не забывают об отстаивании своей независимости и национальных интересов. В отношении к России присутствует некоторая настороженность, недоверие. Это связано с историей СССР, политической и экономической нестабильностью России. Единственный вариант, обещающий длительную и успешную интеграцию государств СНГ, это объединение республик вокруг России. Для этого Россия должна стать, как минимум региональной державой, чтобы она выглядела сильным и надёжным партнёром, сотрудничество с которым было бы привлекательным.

Наиболее продуктивно работа по интеграции идет в отношениях России и Белоруссии. Политическая ориентация Белоруссии, её экономические и стратегические интересы во многом совпадаю с российскими. Объединение двух стран взаимовыгодно и сулит не малые экономические выигрыши. Белоруссия, как и Россия, не приемлет продвижения НАТО на восток и не желает участвовать в этой организации. С точки зрения геостратегического сотрудничества, совместной обороны границ обе страны прекрасно подходят друг другу. Население обеих стран составляют братские друг другу народы. Сотрудничество Белоруссии и России это процесс, который должен повлечь за собой возрастание центростремительных сил.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Политические системы и авторитарные режимы
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна и ...

Ресурсы
Политика – это искусство возможного. Возможностей у человека тем больше, чем он богаче, то есть чем большим количеством ресурсов он может распоряжаться. Некоторые, правда, распоряжаются своими ресурсами весьма бездарно. Так распоряжался С ...

Армянское лобби
Армянское лобби в США - этническое лобби в США, осуществляющее деятельность по защите интересов армянской диаспоры, Республики Армения и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. По мнению Збигнева Бжезинского Армянское лобби в США явл ...