PoliticalWay

Все стороны политики

Основные формы государства
Страница 1

В зависимости от периода общественного развития, способа производства, преобладающего вида человеческой деятельности государства классифицируются на: рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические и постсоциалистические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные.

Под формами государства понимают форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления представляет собой способ организации верховной государственной власти, от положения органов которой зависит различие между двумя ее основными формами: монархией и республикой.

При монархии главой государства является монарх, власть которого передается по наследству. Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархии.

При республике осуществляется коллективное правление, разделение властей, источником власти выступает народное большинство при выборности государственных органов. Данная форма правления является преобладающей в современном мире. Известны два основных вида республики: президентская и парламентская. Президентская республика характеризуется значительной ролью Президента в системе государственных органов. Россия является президентской республикой. Полномочия президента сконцентрированы на определении основных направлений внутренней и внешней политики государства; контроле за деятельностью правительства; в определенных случаях он может распустить Государственную Думу. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Федерации, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации и т. д.

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента, перед которым ответственно правительство. Президент в парламентских республиках мало влияет на реальную политику. Его роль сведена к представительским, консультативным и контролирующим функциям. Парламентская республика — менее распространенная форма правления, чем президентская. Существуют также смешанные формы правления: полупрезидентская, полупарламентская и др.

Форма территориально-государственного устройства — это административно-территориальная организация, способ взаимоотношений, объем полномочий центральной и региональной власти. По этому критерию государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Для унитарного государства характерны единая система высших государственных органов и правосудия, единая конституция и гражданство, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных образований и др. Как правило, унитарные государства существуют в мононациональных странах. В них осуществляется централизация управления, контроль над всеми органами местной власти.

Федерация — форма государственного устройства, при которой государственные образования обладают определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением, наличием двойного гражданства, законодательства, двухканальной системой налогов и т. п. В федерации существует два уровня государственного образования: федеральный и республиканский. Республики могут иметь свои конституции, но они не должны противоречить федеральной конституции. Субъекты федерации обладают значительными полномочиями: Федерации делятся на национальные и территориальные, симметричные и асимметричные.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Политические режимы советского государства. Политический режим
Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида.[10] Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правово ...

Консерватизм
Как направление в западной политологии, философии, социологии консерватизм возникает как ответ на социальные изменения, которые раскачивали мировой правопорядок с середины XVIII столетия в связи с крахом феодализма. Понятие "консерва ...

Деятельность движений
В науке идут споры, совместима ли деятельность движений с их институционализацией. Многие исследователи утверждают, что движения и социальные и политические институты – взаимоисключающие феномены, превращение движения в институт убивает е ...