PoliticalWay

Все стороны политики

Технологии информационного обмана
Страница 1
Материалы » Политическая система » Технологии информационного обмана

Под технологиями информационного обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация.

В современном обществе истинность политической информации не может быть проверена на индивидуальном опыте, поэтому человек вынужден полагаться на суждения и оценки, которые преподносят ему СМИ. В.П. Пугачев уверен, что при сегодняшнем уровне развития СМИ «с помощью телевидения, радио и рекламы можно внушить людям идеи и ценности, весьма далекие от реальности и их интересов» [Пугачев, 2003, 68]. Грамотно и профессионально проведенная рекламная кампания, вкупе с другими способами воздействия, способна повлиять на психику людей и заставить их сделать нужный манипулятору выбор. При этом становиться излишним применение физического воздействия на политических оппонентов. Не случайно в России в постсоветский период широкое распространение получил PR (особенно черный). Власть имеет административные и финансовые ресурсы для контроля СМИ: «тот, кто контролирует информацию, обладает широкими возможностями для влияния на общественное мнение и политическое поведение в своих интересах. Обнародуется, как правило, та информация, которая выгодна имиджу власти, и потому здесь тоже возникает источник манипулирования мнением общества» [Горчева, 2002, 93].

Манипулирование может осуществляться через процесс производства новостей, в который входит сбор фактов, их фильтрация, интерпретация и подача.

В странах, где широко распространена цензура, существует дефицит новостей, информации. В демократических же странах информационное поле открыто и происходит перенасыщение информацией, поэтому возникают критерии отбора информации – ее общественная значимость и рыночный потенциал. В зависимости от значимости информация поступает в эфир, попадает на страницы различных изданий, таким образом, манипуляция может происходить путем «сосредоточения внимания в центре информационного поля» [Цуладзе, 2000, 57], а темы, признанные незначимыми, сознательно отодвигаются при подаче информации на второй план.

Манипулирование при интерпретации фактов может происходить следующим образом:

- можно сфабриковать информацию, включить в сообщение заведомо ложные факты, при этом выдавая их за подлинные;

- исказить информацию, подавая ее не в полном объеме, отражать факты только с одной точки зрения, выбирая лишь те, которые соответствуют позиции манипулятора;

- отредактировать сообщение, включив в его состав наряду с истинными фактами различные домыслы, слухи, непроверенные гипотезы;

- интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

- утаить важную информацию и ее существенные детали;

- присоединить к материалу заголовок, который не соответствует его содержанию;

- приписать человеку заявления, которые он никогда не делал;

- публиковать правдивую информацию, когда она уже не актуальна, т.е. затягивать время;

- использовать прием неточного цитирования, приводя часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой смысл;

- создавать информационную перегрузку, когда в куче информационного «мусора» теряется основное сообщение и внимание аудитории уводится в сторону и т.д.

Манипулирование успешно можно применять и в процессе подачи информации. Так, для удачного преподнесения информации и усиления ее воздействия необходимо вызвать у воспринимающего доверие к источнику информации (для этого приглашаются любимые ведущие, известные люди, эксперты), а также привлечь его внимание путем усиления зрелищности, занимательности в подаче информации. Необходим также мощный эмоциональный заряд, чтобы информация повлияла на убеждения или поведение аудитории. Для этого часто применяется прием сенсационности и срочности сообщения, что нагнетает нервозность и дает необходимый эмоциональный фон восприятия. Часто с экрана телевизора идет неоправданно широкий поток негативной информации, такая информация несет больший эмоциональный заряд.

А. Цуладзе выделяет следующие приемы манипулирования аудиторией:

«Определение»: «…идеи, личности, объекты сопрягаются с положительными или отрицательными характеристиками, которые принимались бы людьми без рассуждений…» [Цуладзе, 2000, 60].

«Блестящая всеобщность»: при описании событий, которые должны получить поддержку аудитории, используются торжественные, возвышенные слова с положительной семантикой, «добродетельные слова».

«Рекомендация» или «свидетельство»: если к предмету нужно вызвать положительное отношение, сообщение о нем вкладывается в уста ведущего, известного человека, который пользуется популярностью у зрителей, и наоборот.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Средства внешней политики
Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими. К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломати ...

Россия меняется
Конституция Российской Федерации.Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтаци ...

Эволюция континентальной стратегии России
Первым собирателем русских земель, заложившим основы политического и экономического могущества Московского княжества, стал Иван I Калита. Он понимал, что могущество Руси кроется в сильном, едином государстве. Много веков спустя такое гос ...