PoliticalWay

Все стороны политики

Общественный выбор в условиях прямой демократии
Страница 2
Материалы » Теория общественного выбора » Общественный выбор в условиях прямой демократии

Однако здесь возникает проблема "дурной бесконечности": чтобы принять конституцию, необходимо выработать предконституционные правила, по которым она принимается, и т.д. Чтобы выйти из этой "безнадежной методологической дилеммы", Бьюкенен и Таллок предлагают кажущееся самоочевидным в демократическом обществе правило единогласия для принятия первоначальной конституции. Конечно, это не решает проблему, так как содержательный вопрос подменяется процедурным. Однако в истории такой пример есть - США в 1787 году показали классический (и во многом уникальный) пример осознанного выбора правил политической игры. В условиях отсутствия всеобщего избирательного права Конституция США была принята на конституционном совещании.

Правовая система выступает как своеобразный общественный капитал. Характеристика закона как капитального блага получила всестороннее обоснование в работе Бьюкенена "Границы свободы". "Система законов, формализованы ли они на практике или нет, - писал Бьюкенен, - представляет из себя общественный капитал, отдача от которого повышается с течением времени"[4]. Даже в условиях прямой демократии обычно используется принцип простого большинства. Однако введение этого принципа может привести к ущемлению прав меньшинства и тем самым к искажению демократии.

Рассмотрим в качестве примера распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями. Отметим на горизонтальной оси позиции избирателей от крайне левых до крайне правых (рис. 1). В середине оси обозначим позицию медианного избирателя точкой М

. Если позиции избирателей распределяются между крайностями в обществе равномерно, мы получим нормальное распределение с пиком над точкой М

. Общая площадь, находящаяся под кривой, представляет 100% голосующих. Допустим, что голосующие отдают свои голоса тем, кто им ближе по своим идеологическим воззрениям.

Предположим, что имеются всего два кандидата. Если один из кандидатов выбирает срединную позицию (например, в точке М

), то тогда он получит по крайней мере 50% голосов. Если же кандидат занимает позицию А

, то он получит меньше 50% голосов. Если один кандидат занимает позицию в точке А

, а другой - в точке М

, то кандидат в точке А

получит голоса избирателей, находящихся левее линии а

(а

- срединная позиция между А

и М

), то есть меньшинство голосов. Кандидат, занимающий позицию М

, сможет получить голоса избирателей, находящихся правее линии а, то есть большинство. Лучшей для кандидата будет стратегия максимально приближенная к позиции медианного избирателя, так как она обеспечит ему большинство голосов на выборах. Аналогичная ситуация сложится, если один из кандидатов будет правее другого (займет позицию в точке В

). И в этом случае победа достанется тому, кто лучше отразит позицию избирателя-центриста. Проблема заключается, однако, в точном определении (идентификации) интересов и чаяний медианного избирателя.

Что произойдет, если в борьбу вступит третий кандидат? Рассмотрим пример, когда один кандидат занимает позицию В

, а два других - позицию М

. Тогда первый получит голоса, находящиеся под кривой распределения правее линии Ь

, а каждый из двух других - половину голосов, лежащих левее этой линии. Поэтому большинство голосов выиграет первый кандидат. Если один из двух кандидатов принял бы позицию А

, то кандидат, занимающий позицию М

, получил бы очень незначительный процент голосов, равный площади, находящейся под кривой распределения между линиями а

и Ь

. Поэтому у кандидата М

есть стимул выйти из сегмента АВ

, тем самым он ставит одного из двух других кандидатов в затруднительное положение. Процесс продвижения может продолжаться какое-то время, но он имеет свои границы. Пока пик распределения находится в точке М

, любой кандидат может повысить свои шансы, двигаясь по направлению к М

.

Рис. 1. Распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Структура политической системы
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно ...

Основные принципы правового государства
1) Верховенство права во всех сферах общественной жизни, в силу которого в обществе господствует закон, а не люди. Это предполагает строгое и безусловное выполнение законов государственными органами, гражданами, общественными организациям ...

Армянское лобби
Армянское лобби в США - этническое лобби в США, осуществляющее деятельность по защите интересов армянской диаспоры, Республики Армения и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. По мнению Збигнева Бжезинского Армянское лобби в США явл ...