Общественный выбор в условиях прямой демократииСтраница 2
Материалы » Теория общественного выбора » Общественный выбор в условиях прямой демократии
Однако здесь возникает проблема "дурной бесконечности": чтобы принять конституцию, необходимо выработать предконституционные правила, по которым она принимается, и т.д. Чтобы выйти из этой "безнадежной методологической дилеммы", Бьюкенен и Таллок предлагают кажущееся самоочевидным в демократическом обществе правило единогласия для принятия первоначальной конституции. Конечно, это не решает проблему, так как содержательный вопрос подменяется процедурным. Однако в истории такой пример есть - США в 1787 году показали классический (и во многом уникальный) пример осознанного выбора правил политической игры. В условиях отсутствия всеобщего избирательного права Конституция США была принята на конституционном совещании.
Правовая система выступает как своеобразный общественный капитал. Характеристика закона как капитального блага получила всестороннее обоснование в работе Бьюкенена "Границы свободы". "Система законов, формализованы ли они на практике или нет, - писал Бьюкенен, - представляет из себя общественный капитал, отдача от которого повышается с течением времени"[4]. Даже в условиях прямой демократии обычно используется принцип простого большинства. Однако введение этого принципа может привести к ущемлению прав меньшинства и тем самым к искажению демократии.
Рассмотрим в качестве примера распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями. Отметим на горизонтальной оси позиции избирателей от крайне левых до крайне правых (рис. 1). В середине оси обозначим позицию медианного избирателя точкой М
. Если позиции избирателей распределяются между крайностями в обществе равномерно, мы получим нормальное распределение с пиком над точкой М
. Общая площадь, находящаяся под кривой, представляет 100% голосующих. Допустим, что голосующие отдают свои голоса тем, кто им ближе по своим идеологическим воззрениям.
Предположим, что имеются всего два кандидата. Если один из кандидатов выбирает срединную позицию (например, в точке М
), то тогда он получит по крайней мере 50% голосов. Если же кандидат занимает позицию А
, то он получит меньше 50% голосов. Если один кандидат занимает позицию в точке А
, а другой - в точке М
, то кандидат в точке А
получит голоса избирателей, находящихся левее линии а
(а
- срединная позиция между А
и М
), то есть меньшинство голосов. Кандидат, занимающий позицию М
, сможет получить голоса избирателей, находящихся правее линии а, то есть большинство. Лучшей для кандидата будет стратегия максимально приближенная к позиции медианного избирателя, так как она обеспечит ему большинство голосов на выборах. Аналогичная ситуация сложится, если один из кандидатов будет правее другого (займет позицию в точке В
). И в этом случае победа достанется тому, кто лучше отразит позицию избирателя-центриста. Проблема заключается, однако, в точном определении (идентификации) интересов и чаяний медианного избирателя.
Что произойдет, если в борьбу вступит третий кандидат? Рассмотрим пример, когда один кандидат занимает позицию В
, а два других - позицию М
. Тогда первый получит голоса, находящиеся под кривой распределения правее линии Ь
, а каждый из двух других - половину голосов, лежащих левее этой линии. Поэтому большинство голосов выиграет первый кандидат. Если один из двух кандидатов принял бы позицию А
, то кандидат, занимающий позицию М
, получил бы очень незначительный процент голосов, равный площади, находящейся под кривой распределения между линиями а
и Ь
. Поэтому у кандидата М
есть стимул выйти из сегмента АВ
, тем самым он ставит одного из двух других кандидатов в затруднительное положение. Процесс продвижения может продолжаться какое-то время, но он имеет свои границы. Пока пик распределения находится в точке М
, любой кандидат может повысить свои шансы, двигаясь по направлению к М
.
Рис. 1. Распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями
Статьи по теме:
Мондиализм Неомондиализм.
Ф. Фукулма
.
Работа: «Конец истории».
Идея окончательной победы и дальнейшего утверждения либерализма в мировом масштабе, т. к. все страны «пойдут за Западом».
«Мы – свидетели не просто окончания холодной войны, но и конца истории как ...
Цели и функции осуществления внешней
политики
С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства связаны её цели и функции.
Главная цель внешней политики любого государства – это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана с охраной и защ ...
Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона
Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743 – 1826 гг.) были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его ...