Избирательная система: сущность и основные
компонентыСтраница 2
Материалы » Современные избирательные системы » Избирательная система: сущность и основные
компоненты
Организационное руководство всем процессом выборов осуществляют избирательные комиссии. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе [11; c.134]:
• контроль за соблюдением избирательных прав гражданина;
• регистрация выдвинутых кандидатов;
• распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);
• организация голосования по почте;
• принятие решения о действительности бюллетеней;
• определение результатов выборов и др.
Ясно, что возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.
Действия всех субъектов выборов и отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом, представляющим еще один важный компонент избирательной системы.
Любые взаимоотношения людей в той или иной степени регламентируются сложившейся системой норм. В этом случае они становятся упорядоченными и предсказуемыми. В некоторых ситуациях достаточно неписаных правил. Если вы пришли покупать билет на поезд, а около кассы стоит несколько человек, значит, вы должны встать в очередь и приобрести билет после них. Таково правило. Большинство людей именно так и поступают, а число желающих "проскочить без очереди" все же невелико. Политика - это сфера взаимодействия большого числа людей, и она связана с властью. Поэтому здесь не обойтись неписаными правилами, и значительная доля политических отношений, в том числе и в процессе выборов, регламентируется правовыми нормами.
Итак, в широком смысле слова избирательное право - это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти [14; c.7].
Термин "избирательное право" употребляется и в другом, узком, значении:
избирательное право - это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:
1) активное избирательное право - право гражданина избирать;
2) пассивное избирательное право - право гражданина избираться.
Признание выборов демократическими, а их результатов легитимными обусловлено соблюдением ряда основных принципов избирательного права. Нарушение же этих принципов подрывает доверие граждан к сформированным институтам власти.
1. Принцип всеобщности предполагает право всех взрослых и психически здоровых граждан участвовать в выборах. Но это максимум возможного, который на деле практически нигде не достигается.
Реальная практика выборов связана с наличием избирательных цензов, т.е. специальных условий, ограничивающих приобретение избирательного права. Цензы пассивного права, как правило, гораздо жестче цензов активного права.
1) Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижению определенного возраста. В настоящее время примерно в двух третях стран мира активным избирательным правом обладают граждане при достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Иран, Куба) - даже с 16 лет. При этом, например, в США возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет относительно недавно - в 1971 г., в Дании - с 20 лет до 18 - в 1978 г. [7; c.46].
Для пассивного избирательного права возрастной ценз выше. Например, в Италии, чтобы быть избранным в Палату депутатов, гражданин должен достигнуть возраста 25 лет, в Сенат Республики - 40 лет, президентом - 50 лет.
2) Ценз гражданства означает, что избирательные права предоставляются только гражданам данного государства. Приобретение пассивного избирательного права может быть оговорено сроком гражданства (например, в США он составляет семь лет для избрания в Палату представителей и девять лет - в Сенат) или даже требованием быть гражданином по рождению (для кандидатов в президенты, например в США, Финляндии, Беларуси, Казахстане, Грузии).
3) Ценз оседлости предполагает право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного законом срока. Так, в Японии для участия в голосовании установлен ценз оседлости, равный трем месяцам. Что касается пассивного избирательного права, то, например, в США избрание в Конгресс предполагает сам факт проживания на территории штата, президентом же может быть избран гражданин, который не менее 14 лет постоянно проживает на территории США.
4) Ценз пола заключается в признании избирательных прав только за мужчинами. Борьба за предоставление женщинам равных избирательных прав с мужчинами началась в середине XIX в., и ее результатом является практически полное (не считая некоторых мусульманских государств) снятие ограничений по признаку пола. Впервые женщины получили избирательные права в 1893 г. в Новой Зеландии, а в Европе в 1906 г. - в Финляндии, которая в это время входила в состав Российской империи. В США же ценз пола был снят поправкой XIX к Конституции только в 1920 г. В ряде стран, в том числе и известных своими демократическими традициями, женщин уравняли в избирательных правах с мужчинами не так давно, например во Франции и Италии - в 1945 г., в Швейцарии - в 1971 г.
Статьи по теме:
Политическая элита и политические лидеры
Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также – социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического ...
Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона
Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743 – 1826 гг.) были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его ...
Противостояние СССР и США в Центральной и Восточной Европе
Советское руководство не распространяло принцип мирного сосуществования на отношения внутри социалистического лагеря — здесь должен был действовать принцип «социалистического интернационализма». На практике это означало право СССР вмешива ...