PoliticalWay

Все стороны политики

Избирательная система: сущность и основные компоненты
Страница 3
Материалы » Современные избирательные системы » Избирательная система: сущность и основные компоненты

5) Имущественный ценз предполагает право участвовать в выборах при условии обладания имуществом определенного размера или уплаты налогов. В начале XX в. это ценз практически повсеместно был отменен. Однако, например, в США ограничение избирательных прав по причине неуплаты налогов было отменено только в 1964 г.

Само по себе существование избирательных цензов не означает, что избирательное право является недемократическим.

Важно, какие это цензы и каков масштаб ограничений, обусловленный их применением. Наличие цензов возраста, гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая возрастная планка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что касается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избрать того представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных.

Если же избирательное право содержит ограничения имущественного характера, по признаку пола, расы, этнической или религиозной принадлежности, идейным убеждениям, то это ставит под сомнение его демократический характер.

2. Принцип равенства предполагает одинаковую для всех избирателей возможность влиять на результаты выборов. Равенство избирательного права достигается:

• наделением каждого избирателя равным числом голосов (как правило, одним, но иногда избиратель может обладать двумя и более голосами);

• обеспечением единой нормы представительства, т.е. каждый депутат представляет примерно равное число жителей или избирателей.

С учетом последней нормы образуются избирательные округа.

Возможны определенные отклонения от этого принципа, например, с помощью так называемой "избирательной геометрии". В этом случае при нарезке избирательных округов нарушается единая норма представительства, и голоса избирателей приобретают разный вес. Например, если от округов с населением 100 тыс. и 200 тыс. жителей избирается по одному депутату, то голос избирателя в первом округе весит примерно вдвое больше голоса избирателя второго округа.

Нарушением принципа равенства избирательного права является также деление избирательного корпуса по этническому, социально-классовому, территориально-поселенческому и другим признакам на неравноправные части - курии - с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Так, в Палате депутатов Иордании девять мест зарезервировано за христианами, шесть - за бедуинами, три места - за черкесами и чеченцами.

3. Принцип прямого избирательного права предполагает право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти непосредственно. Он действует практически повсеместно на выборах органов местного самоуправления, однопалатных парламентов, нижних палат двухпалатных парламентов, иногда - верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, во Франции, Австрии, Финляндии).

Косвенное избирательное право, в отличие от прямого, предусматривает право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти через посредство избираемых ими представителей, которые затем выбирают президента или депутатов. Пожалуй, самым известным примером применения косвенного избирательного права являются выборы президента США, осуществляемые избирателями не напрямую, а через коллегию выборщиков.

4. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних взглядов кабине.

Из этого правила есть исключения. Например, при выборах в Народную палату индийского парламента осуществляется нумерация бюллетеней, что позволяет определить, за кого голосовал избиратель.

Выделенные принципы избирательного права должны быть не просто закреплены в конституции. Этого недостаточно. Они должны применяться на практике. В противном случае эти принципы превратятся в красивую декларацию, не более того.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Формы и механизм политической власти
Основными формами политической власти являются: - господство; - политическое руководство; - управление. Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Политическое руководство и управ ...

Признаки политического режима
На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные признаки политического режима. Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политическ ...

Стратегия России как политического игрока в Арктическом регионе
В рамках своего геополитического положения Арктика является единственным на данный момент регионом, не разделённым на секторы по территориальной принадлежности участков между приграничными государствами. Отсутствие надлежащего правового з ...