PoliticalWay

Все стороны политики

Современная процедура выборов президента США
Материалы » Современные избирательные системы » Современная процедура выборов президента США

В целом избрание президента США осуществляется по следующей схеме (рис.1).

Рис.1. Схема избрания президента США

Голосование избирателей на президентских выборах в США не носит окончательного характера. Голосуя за того или иного кандидата, американцы фактически голосуют за список выборщиков от своего штата, который составляет каждая партия. Задача избирателей состоит в том, чтобы из нескольких списков (а на деле - из двух: списков республиканцев и демократов) выбрать один. Результаты голосования на этом этапе определяются формулой "победитель получает все", т.е. та партия (а значит, и ее кандидат), за которую проголосовало избирателей больше, чем за любую другую, получает все голоса выборщиков. Их количественный состав известен заранее. Число выборщиков от каждого из 50 штатов равно общему числу сенаторов и депутатов Палаты представителей в Конгрессе. Если число депутатов Палаты представителей меняется, и оно пропорционально численности населения штата, то число сенаторов неизменно - по два от каждого штата. Кроме того, трех выборщиков имеет Федеральный округ Колумбия, в котором расположена столица США [2; c.72]. В целом по стране избирается 538 выборщиков (рис.2).

Рис.2. Определение общего числа выборщиков на президентских выборах в США

Через шесть недель выборщики собираются, как правило, в столице штата для решающего голосования по кандидатуре президента. Если жители штата проголосовали, например, за демократов, то выбирать президента будут выборщики-демократы. И хотя ни Конституция, ни федеральные законы не содержат требования голосовать в соответствии с волеизъявлением избирателей, выборщики практически всегда голосуют за своего кандидата.

После окончания голосования выборщиков избирательные бюллетени отправляются в Конгресс, где в январе на совместном заседании обеих палат производится подсчет голосов. Тот кандидат, который получил больше половины голосов выборщиков, становится президентом. Исходя из численности коллегии выборщиков, для победы необходимо собрать минимум 270 голосов.

Предположим, что численность избирателей и жителей совпадает и на каждые 10 тыс. избирателей приходится по одному представителю. Число выборщиков от каждого штата, напомним, соответствует общему числу представителей и сенаторов (последних всегда двое), а собравший голосов избирателей больше, чем соперник, получает и все голоса выборщиков. Промежуточные и окончательные итоги выборов могут выглядеть следующим образом:

*Примечание. Число выборщиков 32 определяется следующим образом: 30 (по числу представителей - 300 тыс.: 10 тыс. = 30) + 2 (по числу сенаторов). Аналогично и в других штатах.

Таким образом, хотя за кандидата А проголосовало в два раза меньше избирателей, он получил 84 голоса выборщика против 82 и поэтому становится президентом. Подобный результат, как мы знаем, имел место и на последних выборах тысячелетия. Некоторые СМИ называли эти выборы беспрецедентными. Однако это не так, поскольку в американской истории подобные ситуации уже были в 1876 и 1888 гг.

Искажение результатов волеизъявления народа в ходе косвенных выборов возможно не только по причине наличия института выборщиков, но и вследствие применения экстраординарной процедуры избрания президента. В том случае, если ни один из кандидатов не наберет больше половины голосов или их голоса разделятся поровну, президента избирает Палата представителей, а значит, между волеизъявлением народа и выявлением победителя оказывается еще одна ступень. Такая процедура избрания использовалась дважды: в 1800 г. по решению нижней палаты президентом стал Т. Джефферсон, в 1824 г. - Дж. Адаме. Применение экстраординарной процедуры, проводимой по особым правилам, может привести к тому, что судьбоносное решение будет зависеть от 26 человек.


Статьи по теме:

Политика и международные отношения. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления
Вешняя политика обладает рядом собственных специфических особенностей. Она имеет более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирован ...

Система судов общей юрисдикции
7 июля 2010 был принят Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей". По смыслу положений этого Закона в Украине фактически вводится полная (сплошная) специализация судов всех уровней, а следовательно, реализуется подход, сог ...

Общественные организации
Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предусматривают политических целей, также являются элементами (институтами) политической системы общества, субъектами политических отношений, которые ...