PoliticalWay

Все стороны политики

Политико-правовая идеология в России 30–50-х гг. XIX в.
Страница 4
Материалы » История политических и правовых учений » Политико-правовая идеология в России 30–50-х гг. XIX в.

Развивая свои мысли о соотношении внутренней и внешней свобод, славянофилы порой приходили к радикальным для России того времени выводам: “Правительству – право действия и, следовательно, закона, народу – сила мнения и, следовательно, слова”.

Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян. Хотя, по мнению славянофилов, противна всякая революция русскому духу, – “рабы сегодня – бунтовщики завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта”. Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду против частной собственности и “язвы пролетариатства”, “балласт разумного консерватизма против наплыва всяких чужеземных теорий демократизма и социализма”. При отмене крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог “тишины внутренней и безопасности правительства”.

Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утверждали, что православный русский народ – богоносец с его старинными формами общинности избавит от “скверны капитализма” сначала славян, а затем и другие народы.

Ряд идей славянофильства совпадал с лозунгами официальной народности. Из провозвестников официальной народности литератор Шевырев принадлежал к правому крылу славянофилов, а историк Погодин обосновывал норманнскую теорию происхождения русского государства в славянофильском духе. Тем не менее критика бюрократии, защита свободы мнения и свободы слова стали причиной преследования славянофилов правительством (за ними был установлен тайный надзор, им запрещалось выступать в печати, Аксаков и Самарин подвергались арестам и допросам).

Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с философией Гегеля. Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к “лапотной и сермяжной действительности”. Западники Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу “русского социализма”.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Понятие политического сознания и его основные черты. Понятие и сущность политического сознания
Известный белорусский политолог В.А. Мельник предлагает подойти к раскрытию понятия “политическое сознание” на основе философской трактовки понятия “сознание”, которое в самом общем виде обозначает высший уровень духовной активности челов ...

Обоснование политической партии и ее функции
Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Термин «партия» происходит от латинского слова paгs - часть. Политические партии и представляют собо ...

Африка в свете геополитики
Африка в свете геополитики конфликтная сфера планеты, здесь насчитывается почти половина общемирового количества беженцев, , характерной четой африканских стран яв-ся борьба за ликвидацию вековой отсталости, упрочение суверенитета, эконо ...