PoliticalWay

Все стороны политики

Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура политической системы общества
Страница 1
Материалы » Государство - основной структурный элемент политической системы общества » Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура политической системы общества

Первую модель социальной системы предложил американский социолог Т. Парсонс. Системность обществу придают различные виды взаимодействий людей. Так же общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое предназначение. Социальная система включает экономическую, гражданское общество, культуру и политику. Политика выполняет функцию целедостижения. Модель политической системы впервые разработал Девид Истон в 50-е годы XX в. Системные идеи развивали Г. Алмонд, К. Дойч, Э. Шилз [1, с.30].

Категория "политическая система общества" вошла в научный оборот сравнительно недавно. Основные идеи в этой области были сформулированы на рубеже 60-70-х годов XX в.

Политическая система общества имеет свою специфику:

1. Через политическую систему осуществляется власть в обществе.

2. Политическая система является частью надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом.

3. Политическая система относительно самостоятельна. Эта самостоятельность обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов системы, а также функций и ролей, которые они выполняют.

Под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства [2, с.134].

В структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественной организации, которые представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии.

Основной задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижение ими определенных политических целей, которые закрепляются в законодательных актах, программных и уставных документах и направлены на формирование и осуществление внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества. Например, Конституции Республики Беларусь сказано, что политические партии, другие общественные объединения в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан [11, ст.5].

Что бы ни было зафиксировано в программных и иных документах политических партий, общественных формирований, очевидно главное: им нужна государственная власть для осуществления декларированных или же иных тайных целей. Иначе, говоря, им нужно завоевание, удержание и использование власти [12, с.36].

Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческие, спортивные и другие объединения надо относить не к политическим организациям. Данные объединения возникают и развиваются не в политических целях, а в силу экономических причин. Свои деятельность они осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной, спортивной сферах жизни общества. В своих уставных документах данные объединения не закрепляют задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Однако это не исключает их роли и значения в политической системе общества, так как речь идет об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.

Институциональная политическая система общества определяется через перечисление совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве.

Системная политическая система общества предложил Д. Истон. Он применил общую теорию систем к анализу политики. Любая политическая система призвана не только распределять ценности, но и побуждать большинство членов общества принять эти ценности. Политическая система постоянно поддерживает связи со средой. Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную.

В политической системе Д. Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан или от гражданского общества. Требования в политической системе подразделяются на:

1. Распределительные. Сюда можно отнести, организация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Например, в Конституции Российской Федерации записано: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" [10, п.3 ст.37].

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Отношения "больших игроков" вокруг ресурсов Каспийского моря
Постоянный рост на углеводородное сырье и нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке заставляет промышленно развитые страны искать альтернативные источники энергоресурсов. С распадом СССР ранее закрытый Каспийский регион стал доступен дл ...

Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX - начала ХХ вв.
Девятнадцатый век стал временем расцвета отечественной политической мысли, когда представители различных течений либерализма, консерватизма, революционного радикализма сформулировали и попытались дать ответы на наиболее острые для русско ...

Тоталитаризм: идейные истоки, социальные предпосылки, основные методы
Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельност ...