PoliticalWay

Все стороны политики

Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Страница 1
Материалы » Внешняя политика России и международные отношения » Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств[15]

.Особен­ность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и всеобщий характер,

что обусловлено растущей целостностью современного мира.

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных[16]:

– нахождение путей устойчивогоэкономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли своего предела;

– проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами;

– экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы;

– преодоление экономической и культурной отсталости, нищеты в развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки;

– проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений.

Поскольку эти проблемы глобальные,общечеловеческие, то ес­тественно, что их решение должно находиться в эпицентре международной политики. Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития,

разумности производства и потребления, ибо от ее решения в конечном счете зависит решение всех остальных проблем[17].

Современная модель производства и потребления в условиях доминирования капитализма на большей части земного шара по-прежнему выступает в конкретно-исторической форме производства стоимости и прибавочной стоимости – капитала. Капитал же не имеет внутренней меры и стремится к бесконечному количественному возрастанию. Поэтому общественное богатство отождествляется с огромным скоплением товаров, а общественный прогресс с безграничным умножением

их количества и разнообразия. Развитые страны – «золотой миллиард»

из 5,6 млрд. людей на планете – обеспечили такое количество этих товаров, что потребляют в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем развивающиеся государства. На долю 75%, остающегося за вычетом «золотого миллиарда» населения земли приходится 14% мирового дохода. Это позволило экономистам и социологам говорить о вступлении развитой части капиталистического мира в новую стадию – стадию потребительского общества[18].

Все серьезные западные мыслители в один голос и с возрастающим беспокойством признают, что по мере становления потребительского общества возрастает его отчужденный характер, усугубляется подчиненное, пассивное положение человека как «винтика тотального общественного механизма». Потребление превращается в «священную обязанность» человека, от выполнения которой зависит его социальный статус, личное самочувствие.

В потребительском обществе принуждение к труду дополняется принуждением к потреблению различными средствами манипуляции[19]

,в первую очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до свободы выбирать между различными, беспрерывно меняющимися, но фактически идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, секс, поп-культура и т.д.).

Разрешение всего комплекса проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путем превращения западного потребительского общества в глобальную модель развития. В настоящее время общепризнано, что дальнейшее распространение на все население Земли характерного для «золотого миллиарда» потребления приведет к такому давлению на природную среду, которая вызовет планетарную экологическую катастрофу, сделает Землю непригодной для обитания.

Именно поэтому участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992г.), в которой принимали участие руководители подавляющего числа государств мира, приняли Концепцию устойчивого развития[20]

.Суть ее заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения Земли возможно лишь на основе качественного изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса Земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации.

Концепция устойчивого развития, исходя из анализа современных достижений науки и техники, предусматривает необходимость создания более современного технологического базиса[21]

.Его основу должны составить дальнейшее совершенствование систем автоматизированного управления, накопления и передачи информации (микроэлектроника, оптиковолоконная техника, «искусственный интеллект» и др.), разработка новых источников энергии, средств ее хранения и передачи (управляемый термоядерный синтез, высокотемпературная сверхпроводимость и т.д.), овладение новыми природными процессами (микро-биотехнология, тонкая химия и т.д.), переход от конвейерного производства к гибкому автоматизированному, деурбанизация на основе развития транспортных и телекоммуникационных систем и т.д.[22]

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в.. Введение
Великая французская революция открыла дорогу развитию капитализма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К этому же времени ощутимо проявляются результаты промышленного переворота в Англии. Гражданское общество становится ...

Понятие и содержание политологии
Жизнь общества представлена множеством взаимосвязанных сфер. Крупнейшими из них явл. экономическая, социальная, политическая и духовная. Каждая из них изучается соответствующими общественными науками. Полит.сферу жизни общества, наряду с ...

Сравнительный анализ современных политических режимов. Демократические режимы
В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное на ...