PoliticalWay

Все стороны политики

Проблема политических реформ. Истоки политического кризиса КНР
Страница 1
Материалы » Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг » Проблема политических реформ. Истоки политического кризиса КНР

Преобразования политической сферы в Китае проходили наиболее медленно. Вопрос о политической реформе требовал деликатного подхода и осторожности. Но при этом аксиоматическим стало утверждение, что успех экономических реформ во многом зависит от политических преобразований.

Опыт прошлых лет, трудности в проведении экономических реформ, социальная напряженность – все это свидетельствовало о том, что старая политико-административная система, для которой была характерна чрезмерная концентрация власти, отсутствие законности, бюрократизм, личный произвол, не ограничивающийся ни правовыми, ни моральными нормами, уже изжила себя, став тормозом на пути социально-экономического развития страны, ее модернизации. [26; 14]

На первых порах своего осуществления – с конца 70-х до середины 80-х годов – процессы перестройки в КНР почти идеально балансировали между социальной справедливостью и экономической целесообразностью. Именно в это время мир заговорил о Китае как о «новом экономическом чуде». Однако скоро реформы стали давать сбои как в деревне, так и в городах. По мере продолжения реформ все большая часть населения считала себя обманутой. Несмотря на то, что обещания лучшей жизни были частично выполнены, потребность в социальной справедливости осталась неудовлетворенной. Социологические исследования, проведенные в КНР в конце 80-х годов, показали, что основные причины «сбоя» реформ большинству населения виделись в использовании служебного положения в корыстных целях, расширении влияния феодальных пережитков, росте местничества и кумовства, получении нетрудовых доходов, неравенстве стартовых возможностей при переходе к рыночным отношениям. [26; 10]

Еще в 1980 г. Дэн Сяопином была выдвинута задача перестройки политической структуры, без чего, по мнению политика, трудно было осуществить реформу хозяйственной системы. Политическая реформа должна была укрепить роль права и закона во всех сферах социальной и экономической жизни страны. У многих местных (да и не только местных) руководителей совершенно отсутствует правовое сознание. Законы, принимаемые ВСНП, и постановления Госсовета не имеют для них обязательной силы. Сплошь и рядом на местах законы не соблюдаются, если они расходятся с интересами местного руководства, которое свои неправовые действия объясняет конкретными условиями. Подсчитано, что на практике выполняется только пятая часть законов, принятых высшими органами власти. [31; 64]

В обществе все чаще стали раздаваться голоса о необходимости «приструнить распоясавшихся чиновников», «заставить их служить обществу, а не только собственным интересам». Состоявшийся в октябре 1987 г. XIII съезд КПК наметил обширную программу проведения реформы политической системы КНР, призванную, прежде всего, решить проблемы с бюрократией, а также законодательно закрепить первые результаты экономических реформ. Однако задержка с реформой цен и заработной платы, нарастание социальной напряженности в обществе изменили расклад сил в пользу сторонников «планового нормирования». В противовес решениям съезда III пленум ЦК КПК тринадцатого созыва (сентябрь 1988 г.) констатировал: «При переходе от старой системы к новой, во избежание хаоса в экономической жизни никак нельзя преждевременно и легкомысленно ослаблять административные методы». Таким образом чиновники, почувствовав серьезную опасность, в очередной раз навязывали обществу свою логику развития, учитывающую лишь корыстные интересы бюрократии. [1; 21]

Возникшие за последние годы трудности с еще большей остротой поставили вопрос о необходимости осуществления политической реформы. Общепризнано, что существующая в КНР политико-административная система не отвечает требованиям экономического роста страны, сковывает инициативу здоровых сил населения, мешает созданию правового государства на началах демократии. Политическая реформа должна привести к разделению функций между партийными, правительственными и хозяйственными органами, закрепив это разделение в законодательном порядке, устранить из жизни общества произвол и беззаконие бюрократической администрации, покончить с «фетишизмом власти» и обеспечить подлинное право народа на участие в управлении делами государства и общества. Политическая реформа должна устранить из управленческого аппарата все следы феодального деспотизма, предотвратить появление нового авторитарного вождя, бесконтрольно распоряжающегося судьбами народа и государства. Осуществление власти должно стать открытым, доступным надзору и контролю со стороны народа. [26; 14]

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Формы государственного правления
С момента возникновения государство представляет собой особую организацию политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обо ...

Вторая мировая
Черчилль раньше многих других английских политиков понял угрозу, которую Германия представляла для Англии. Он отдавал себе отчет в том, что для Англии более важным было не то, что Германия готова была вести борьбу против Советского Союза, ...

Исламизация пакистанского общества. Влияние ислама на политику правительства в Пакистане
Исламизация по Зия уль-Хаку Зия уль-Хак происходил из довольно бедной семьи мелкого служащего британской администрации в Джалландаре (Пенджаб). Он принадлежал к кланово-племенной общине (бирадари) арайнов, которым были розданы необрабаты ...