PoliticalWay

Все стороны политики

Проблема политических реформ. Истоки политического кризиса КНР
Страница 1
Материалы » Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг » Проблема политических реформ. Истоки политического кризиса КНР

Преобразования политической сферы в Китае проходили наиболее медленно. Вопрос о политической реформе требовал деликатного подхода и осторожности. Но при этом аксиоматическим стало утверждение, что успех экономических реформ во многом зависит от политических преобразований.

Опыт прошлых лет, трудности в проведении экономических реформ, социальная напряженность – все это свидетельствовало о том, что старая политико-административная система, для которой была характерна чрезмерная концентрация власти, отсутствие законности, бюрократизм, личный произвол, не ограничивающийся ни правовыми, ни моральными нормами, уже изжила себя, став тормозом на пути социально-экономического развития страны, ее модернизации. [26; 14]

На первых порах своего осуществления – с конца 70-х до середины 80-х годов – процессы перестройки в КНР почти идеально балансировали между социальной справедливостью и экономической целесообразностью. Именно в это время мир заговорил о Китае как о «новом экономическом чуде». Однако скоро реформы стали давать сбои как в деревне, так и в городах. По мере продолжения реформ все большая часть населения считала себя обманутой. Несмотря на то, что обещания лучшей жизни были частично выполнены, потребность в социальной справедливости осталась неудовлетворенной. Социологические исследования, проведенные в КНР в конце 80-х годов, показали, что основные причины «сбоя» реформ большинству населения виделись в использовании служебного положения в корыстных целях, расширении влияния феодальных пережитков, росте местничества и кумовства, получении нетрудовых доходов, неравенстве стартовых возможностей при переходе к рыночным отношениям. [26; 10]

Еще в 1980 г. Дэн Сяопином была выдвинута задача перестройки политической структуры, без чего, по мнению политика, трудно было осуществить реформу хозяйственной системы. Политическая реформа должна была укрепить роль права и закона во всех сферах социальной и экономической жизни страны. У многих местных (да и не только местных) руководителей совершенно отсутствует правовое сознание. Законы, принимаемые ВСНП, и постановления Госсовета не имеют для них обязательной силы. Сплошь и рядом на местах законы не соблюдаются, если они расходятся с интересами местного руководства, которое свои неправовые действия объясняет конкретными условиями. Подсчитано, что на практике выполняется только пятая часть законов, принятых высшими органами власти. [31; 64]

В обществе все чаще стали раздаваться голоса о необходимости «приструнить распоясавшихся чиновников», «заставить их служить обществу, а не только собственным интересам». Состоявшийся в октябре 1987 г. XIII съезд КПК наметил обширную программу проведения реформы политической системы КНР, призванную, прежде всего, решить проблемы с бюрократией, а также законодательно закрепить первые результаты экономических реформ. Однако задержка с реформой цен и заработной платы, нарастание социальной напряженности в обществе изменили расклад сил в пользу сторонников «планового нормирования». В противовес решениям съезда III пленум ЦК КПК тринадцатого созыва (сентябрь 1988 г.) констатировал: «При переходе от старой системы к новой, во избежание хаоса в экономической жизни никак нельзя преждевременно и легкомысленно ослаблять административные методы». Таким образом чиновники, почувствовав серьезную опасность, в очередной раз навязывали обществу свою логику развития, учитывающую лишь корыстные интересы бюрократии. [1; 21]

Возникшие за последние годы трудности с еще большей остротой поставили вопрос о необходимости осуществления политической реформы. Общепризнано, что существующая в КНР политико-административная система не отвечает требованиям экономического роста страны, сковывает инициативу здоровых сил населения, мешает созданию правового государства на началах демократии. Политическая реформа должна привести к разделению функций между партийными, правительственными и хозяйственными органами, закрепив это разделение в законодательном порядке, устранить из жизни общества произвол и беззаконие бюрократической администрации, покончить с «фетишизмом власти» и обеспечить подлинное право народа на участие в управлении делами государства и общества. Политическая реформа должна устранить из управленческого аппарата все следы феодального деспотизма, предотвратить появление нового авторитарного вождя, бесконтрольно распоряжающегося судьбами народа и государства. Осуществление власти должно стать открытым, доступным надзору и контролю со стороны народа. [26; 14]

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Новый подход к определению «нации»
Украина – многонациональное государство. Возникает вопрос: что представляет собой многонациональная общность людей, именуемая Украинцами? Почему мы охотно признаем наличие американской нации, представляющей сплав различных народов Запада ...

Технологии информационного обмана
Под технологиями информационного обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация. В современном обществе истинность политической информации не может быть проверена на индивидуальном опыте, поэтому человек вынужден полага ...

Функции политической системы
Функции политической системы общества – это детерминированные социальными, экономическими, национальными и другими условиями существования политической системы, ее основные направления воздействия на общество. Выделяют следующие функции ...