PoliticalWay

Все стороны политики

Политическая реформа в КНР
Страница 1

Задача совершенствования партийного и государственного руководства Китая была в принципиальном плане поставлена III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978 г.), от которого в КНР ведется отсчет реформенного процесса.

По мере осуществления в Китае радикальных экономических реформ в городе и деревне, раскрепощения сознания и инициативы трудящихся все в большей степени стало ощущаться и прогрессирующе обостряться противоречие между высокоцентрализованной политико-административной системой с весьма сильными феодально-бюрократическими проявлениями и динамично развивавшимися процессами становления социалистического товарного хозяйства в условиях растущей открытости страны внешнему миру.

Под реформой политической системы в КНР понимают необходимость опоры в этом процессе на «конкретные, весьма специфические» условия страны, сочетание основных положений марксизма с китайской действительностью, абстрагирование от книжных догм и отказ от копирования опыта других стран, не исключая «творческого» изучения последнего. [56; 74]

Принципиально важно, что концепцией реформы не предусматривается создание какой-либо новой модели политической системы. Речь идет именно о «самосовершенствовании и саморазвитии» социализма с сохранением сильной роли партии, государства, повышением эффективности их деятельности. [56; 74]

Стержневым элементом реформы названо разделение функций партийных и государственных органов. Надлежит уточнить место и роль компартии в общественной структуре и политическом механизме, формы и методы ее руководства, а также нормы внутрипартийной жизни. В документах XIII съезда указывается, что Компартия Китая «является руководящим ядром дела социализма». Резко отвергается как неприемлемая для Китая многопартийная система поочередного правления. Подчеркивается, что она может привести лишь к социальным волнениям и «создать помехи на пути политической демократизации». [56; 74]

Из реально осуществляемых мероприятий на этом направлении можно отметить процесс ликвидации отделов партийных комитетов, дублирующих работу органов государственного управления (в аппарате ЦК КПК отраслевых отделов нет). Упраздняются и должности секретарей-парткомов, ранее курировавших деятельность государственных учреждений. Аналогичным образом ликвидируются отделы территориальных партийных комитетов, курировавшие деятельность функциональных подразделений местных органов государственного управления.

В рамках реформы в министерствах и ведомствах упразднены так называемые группы руководства, которые раньше назначались вышестоящими партийными органами и, по существу, руководили всей повседневной работой. Вводится единоначалие руководителей учреждений при повышении роли их парткомов как проводников политики партии.

Происходят изменения и в других сферах партийной жизни, в том числе в работе руководящих органов КПК. Принято решение об увеличении числа ежегодно созываемых пленумов ЦК, заслушивании на них отчетов Политбюро. Новым моментом является публикация в китайской печати сообщений о заседаниях Политбюро ЦК КПК и принимаемых на них решениях. [56; 75]

Важным шагом в направлении демократизации внутрипартийной жизни явилось введение многомандатной системы выборов секретарей и членов бюро (комитетов) всех парторганизаций снизу доверху, вплоть до ЦК КПК.

Вместе с тем при всей значимости перечисленных мероприятий они дали пока ограниченный эффект. [56; 75]

Важным направлением реформы является перестройка правительственных органов с целью создания гибкой и высокоэффективной управленческой системы с рациональной структурой, отвечающей потребностям развития социалистической товарной экономики.

Содержание такой перестройки видится в Китае в прекращении прямого вмешательства органов государственного управления в оперативную деятельность хозяйственных организаций, более четком определении их функций и полномочий с упором на контрольно-ревизионную и координационно-информационную деятельность, а также расширении прав местных органов власти. [56; 76]

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Этап возникновения конфликта
Конфликтные отношения зарождаются, когда складывается атмосфера напряженности между оппозиционными сторонами, выражающая наличие определенного предмета спора и конкуренции, несовпадения позиций политических субъектов. Первый этап характер ...

Определение и функции СМИ
Независимость масс-медиа могут обеспечить соответствующие формы их общественной организации. Существуют три главных формы современной организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой органи ...

Классификации субъектов политики
Выделяют несколько видов субъектов политики: а) непосредственные участники политической жизни: государство, партии, общественные организации и движения, лидеры; б) крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и вн ...