PoliticalWay

Все стороны политики

Политическая реформа в КНР
Страница 2

В рамках этой линии упрощается аппарат управления, ликвидируются его промежуточные инстанции, создаются укрупненные отраслевые хозяйственные органы, использующие преимущественно косвенные экономические (налоги, кредит, нормативы и т.д.) и правовые рычаги. Часть функций, ранее выполнявшихся государственными органами, передается отраслевым корпорациям или ассоциациям. [58; 76]

Перестройку политической системы в КНР связывают, прежде всего, с кадровой политикой. В 80-е годы взят курс на омоложение партийного и государственного аппарата, поиск эффективных форм обновления и сменяемости кадров. По словам Дэн Сяопина, мыслится полностью омолодить кадровый состав партии и государства в течение ближайших 15 лет. Ставка делается на 30-40-летних «сильных политических деятелей», хозяйственных руководителей, ученых, литераторов и других специалистов. В соответствии с этой линией состоявшегося в октябре-ноябре 1987 г. XIII съезда КПК на омоложение партийного руководства состав ЦК КПК претерпел существенные изменения. В подборе кадров, как указывалось на съезде, неизменно следует делать акцент на высокую квалификацию руководителя или специалиста, на поощрение состязательности, демократический и гласный контроль. [65; 26-27]

К числу основных направлений реформы относится повышение роли собраний народных представителей как главного политического института страны. [56; 77]

Поставлена задача создания «социалистического законопорядка», поставлена цель «постепенного и поэтапного строительства высокоразвитой социалистической политической демократии», обеспечения прав трудящихся как полновластных хозяев страны путем совершенствования форм представительной демократии, преодоления отчужденности институтов политической системы от массовой социальной базы, создания такой атмосферы в обществе, когда дисциплина сочеталась бы со свободой, а единая воля не препятствовала живой деятельности людей. Имеется в виду поставить социалистическую демократию на прочный фундамент законов, отладить механизм выявления и учета интересов и мнений всех общественных классов и групп. [56; 78]

Совершенствуется система «общественных консультаций и диалога» как механизм неформальной связи между руководителями и руководимыми, коммунистами и беспартийными, центральными и местными органам, как канал своевременного доведения социально значимой информации снизу вверх и сверху вниз. Придается значение также повышению авторитета и усилению контрольных функций профсоюзов, комсомола, федерации женщин, других массовых общественных организаций. Возникают и новые формы общественного контроля, например, общественные комитеты по контролю за неоправданным и произвольным повышением розничных цен. [56; 78-79]

III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва также выдвинул задачу всемерного развития производительных сил. Несовместимость прежнего курса с задачами социалистической модернизации стала основной причиной, которая привела к пересмотру внешнеполитической стратегии КНР. Практика последующих нескольких лет показала: для решения внутренних проблем нужны соответствующие внешние условия – приглушение споров с зарубежными странами, обеспечение спокойной обстановки на границах КНР. Модернизация вызывала необходимость в диверсификации внешнеэкономических связей, ориентированных в то время в основном на капиталистический мир. Логичными новыми партнерами в этом плане представлялись Советский Союз и другие социалистические государства. [3; 2]

Потребность в сотрудничестве с социалистическим миром усиливалась по мере того, как накапливались негативные экономические и идеологические последствия контактов с Западом. Появилась необходимость пересмотра и регулирования внешнеполитического курса страны.

На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК была официально закреплена новая стратегия Китая, которая в последующие годы развивалась и углублялась. Суть объявленных изменений сводилась к следующему:

1. Был снят тезис о том, что Советский Союз является «главным источником опасности новой мировой войны и угрожает всем странам, в том числе США».

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Субъекты политики
Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти. Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функц ...

Деятельность официально-зарегестрированных молодежных организаций на территории Республики Беларусь
Участие молодых людей в жизни общества реализуется также и через деятельность молодежного общественного движения (различных молодёжных, детских организациях и общественных объединений). В настоящее время в Республике насчитывается около ...

Понятие политического сознания и его основные черты. Понятие и сущность политического сознания
Известный белорусский политолог В.А. Мельник предлагает подойти к раскрытию понятия “политическое сознание” на основе философской трактовки понятия “сознание”, которое в самом общем виде обозначает высший уровень духовной активности челов ...