PoliticalWay

Все стороны политики

Стратегия России как политического игрока в Арктическом регионе
Страница 1
Материалы » Стратегия России в политической войне за ресурсы » Стратегия России как политического игрока в Арктическом регионе

В рамках своего геополитического положения Арктика является единственным на данный момент регионом, не разделённым на секторы по территориальной принадлежности участков между приграничными государствами. Отсутствие надлежащего правового закрепления статуса арктического региона порождает соперничество политических игроков в их стремлении утвердить на части Арктики свои суверенные права. В связи с этим государства, претендующие на арктические территории - Россия, США, Канада, Дания, Норвегия (некоторыми исследователями выделяются так же Исландия и Финляндия), - ведут активные действия по освоению ближайших к их континентальным границам шельфовых территорий в рамках двухсотмильной зоны, утверждённой Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Кроме того, политическими игроками разрабатываются программные документы и стратегии, определяющие политику конкретного государства в арктическом регионе. Так, в декабре 2008 года администрацией США была обнародована директива по региональной политике в Арктике, постулирующая возможность организации ПРО, стратегического сдерживания и морского присутствия в арктических водах. В свою очередь, Совет Безопасности России разработал государственную стратегию по освоению арктических пространств; именно ей будет отведена роль "дорожной карты" России в Арктике.

Тема активного освоения арктических территорий получила широкое обсуждение в рамках мирового информационного политического пространства (ИПП), сферы публичной политики и области принятия решений. На сегодняшний день количество официальных сообщений политических акторов и комментариев и прогнозов экспертов позволяет автору говорить об оформлении в рамках ИПП отдельной повестки дня, посвященной действиям политических акторов в арктическом регионе. В рамках этой повестки дня выдвигаются сценарии решения "арктического вопроса" о принадлежности территории и ресурсов континентального шельфа тому или иному актору, создаются модели вероятных конфликтов в Арктике (в том числе, с применением военной силы), разрабатываются стратегии действий отдельных акторов в различных ситуациях по сферам (дипломатическая, международно-правовая, военно-политическая, экономическая, информационная и др.).

Стоит отметить, что данная повестка дня в целом носит негативный характер: это связано с многочисленными заявлениями политических акторов о военном присутствии в Арктике, возможных экологических катастрофах, связанных с глобальным потеплением, неадекватном поведении коллег в ходе освоения региона. Сообщения о расширении взаимодействия между акторами и недопущении конфликтов в регионе являются формальными дипломатическими высказываниями и не перевешивают в качественном плане общий негативный характер информации. Так, в Концепции внешней политики России, утверждённой новым Президентом РФ Дмитрием Медведевым в июле 2008 года, Баренцев/Евроарктический регион и Арктика в целом заявлены как плацдарм для сотрудничества и реализации "в рамках многосторонних структур совместных проектов". Также в Концепции отмечается заинтересованность России "в дальнейшем наращивании динамики двусторонних торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества, во взаимодействии в Арктике" на североамериканском направлении, а именно, в двусторонних отношениях с Канадой.

В этом отношении способствовать изменению характера повестки дня могло бы разрешение давнего приграничного спора России и Норвегии о статусе так называемой "серой зоны" в 175 тыс. км., и снятие неопределённости в отношении границы нашей страны с США по Берингову проливу. Укрепить созидательную роль России поможет развитие приграничного сотрудничества российских регионов (Мурманской, Архангельской областей, Камчатского края) с соседними государствами (Норвегией, Финляндией, США и Канадой), а также развитие самих регионов (улучшение социально-экономического и инвестиционного климата). Это поможет подкрепить тот внешнеполитический образ России, который формируется в международном пространстве: сильной, развитой, суверенной державы.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Межрегиональные диалоги
Политическому присутствию Европы в регионе Латинской Америке положила первая встреча министров иностранных дел в Сан-Хосе (Коста-Рика) в 1985 году. Само собой разумеется, с тех пор рамочные условия с обеих сторон значительно изменились. Ф ...

Избирательная система: сущность и основные компоненты
Выборы, являясь характерным признаком демократической политической системы, и сами могут быть представлены как системный объект. В этом случае говорят об избирательной системе. Избирательная система - это целостная совокупность политичес ...

Перспективы взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Литвой
На саммите глав государств и правительств стран Балтийского моря 10 февраля 2010 года в Хельсинки произошло неординарное политическое событие. Высокопоставленные персоны России и Литвы - в данном случае премьер Владимир Путин и президент ...