PoliticalWay

Все стороны политики

Соотношение политики с моралью, правом, экономикой
Страница 1
Материалы » Происхождение, структура и функции политики » Соотношение политики с моралью, правом, экономикой

Можно ли применять к политике, в арсенале которой находятся средства насилия, категории этики и морали? На этот вопрос в истории политической мысли нет однозначного ответа. Выделяются 3 модели взаимодействия между моралью и политикой:

1. подчинение политики моралью,

2. существенный разрыв между политикой и моралью,

3. достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью.

1. В первых христианских умениях и трудах мы находим нравственные правила «люби врагов своих, как самого себя», «не убий», «кто хочет быть господином, пусть будет всем слуга» и т.д.

В Античности политика не разделялась с этикой, моралью и задачей политической науки было воспитание у правителей моральных качеств.

2. Никколо Макиавелли (XV-XVI вв.) полностью отделил мораль от политики и вывел на первое место задачу усиления государственной власти. Против тех, кто ставит свои частные интересы выше государственных, государь вправе применять насилие, вплоть до лишения жизни. Обвинения в жестокости не должны останавливать правителя. Для наведения порядка допустимы все средства.

В XIX-середине XX вв. проблема соотношения целей и средств получила дальнейшее развитие в работах русских революционеров. Нечаев С. для революционера все морально, что служит революции. Он уничтожает всех, кто мешает достичь ему цели. Ленин: все, что выгодно пролетариату, то и нравственно. Отсюда оправдание красного террора, расстрелы, высылка интеллигенции. Гитлер подчинил политику национальной морали, превосходство арийской нации, отсюда уничтожение славян и др. народов.

3. ХХ век дал возможность пересмотреть соотношение между политикой и моралью и перевести его в русло общечеловеческих ценностей.

Это стало возможным в результате отказа стран социалистического содружества от ярко выраженного классового подхода в отношениях между странами. Сегодня, в демократических странах, политика базируется на общечеловеческих ценностях. Мы можем выделить основные принципы политической этики – это идеи компромисса, гражданского мира, согласия;

- это соблюдение прав человека;

это специальные отрасли политической этики: парламентская этика, этика переговорного процесса.

Политика и право:

Право - это система требований к совместному проживанию людей, когда ни общество, ни индивиды не наносят друг другу ущерба своей политической деятельностью.

Право закрепляется в законе. В демократическом обществе - да, но в тоталитарном право и закон контролируются очень слабо.

Так, большевики рассматривали право в качестве ненужной категории, так как «диктатура пролетариата - это ничем не ограниченная и опирающаяся на силу, а не на закон власть».

Таким образом, право должно ограничивать деятельность власти в правовом государстве. Власть же большевиков сама определяла что законно, а что нет. Тем самым признавался примет политики над правом.

Политика и экономика:

Эти два явления взаимосвязаны и особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в переломные моменты истории. Наиболее полно взаимосвязь раскрывается в понятии ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика.

Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства, направленная на развитие экономики.

Можно выделить несколько подходов к проблеме взаимоотношения политики и экономики:

1 взгляд

представлен в работах знаменитого экономиста Адама Смита –представителя либеральной концепции.

По его мнению, государство не должно вмешиваться в экономику, предоставив полную свободу рынка, конкуренции, в результате которой выживают лучшие производители. То есть, заинтересованность в прибыли, а в сущности, простой эгоизм, наилучшим образом служит всем.

Государство должно защищать конкуренцию от монополистов.

2 подход –

в работах К. Маркса

(т.н. экономический детерминизм). По его мнению, решающую роль в политическом развитии общества играет экономика. В будущем социалистическом обществе экономика должна быть плановой, дабы не было кризисов, анархии рынка.

3 подход

представлен в работах Джона Кейнса

. Его взгляды получили популярность после экономического кризиса 1930-х годов. Он показал, что можно регулировать экономику и без национализации, сочетая три вида собственности: частную, коллективную и государственную. Идеи Кейнса легли в основу «Нового курса» Рузвельта. Это государственное регулирование, сочетаемое с рынком, и обеспечило мощный рост американской экономики. По его мнению, государство должно вмешиваться в экономику через 1) снижение налогов или 2) за счет увеличения государственного сектора, или 3) увеличивая дотации потребителям через пенсии, стипендии и т.д.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Этап окончания конфликта
Это наиболее сложная фаза, т.к от результата окончания спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерен ...

Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма
Отдельные представители образованных классов, сопоставляя существовавшие в России феодально-крепостнические порядки с порядками более развитых стран либо с передовыми теориями стран, переживающих кризис феодализма, уже во второй половине ...

Понятие политической партии
Анализ порядка создания политической партии можно начать с характеристики общих подходов к понятию «политическая партия». Надо отметить, что существуют различные политологические определения партии, которые применимы, прежде всего, в науч ...