PoliticalWay

Все стороны политики

Сущность процесса легитимации власти
Страница 3
Материалы » Сущность процесса легитимации власти

Признаками падения легитимации власти являются:

1.противоречие между универсальными идеологическими ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующих элит и связанных с ней социальных групп (чиновничества);

2.углубление социального неравенства, массовое обнищание народа, недоверие интеллектуалов – все это подрывает легитимность власти и приводит к появлению оппозиции, выдвигающей альтернативное видение социального порядка;

3.рост степени принуждения;

4.ограничение прав и свобод;

5.запрещение политических партий и независимой прессы;

6.рост коррумпированности и бюрократизации всех институтов власти, сращение с криминальными структурами, когда контроль снизу невозможен, а сверху чрезвычайно слаб, коррупция является симптомом не только делегитимации, но и общего кризиса власти;

7.низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения);

8. Национализм, вызывающий этнический сепаратизм в многонациональном государстве, который отвергает правомерность федеральной власти и провозглашает верховенство республиканских конституций над федеральными. Это не только ослабляет легитимность власти, но и ставят под вопрос государственную целостность страны;

9. Потеря правящей элитой внутренней организованности и единства, возникновение внутри неё острых противоречий (вплоть до столкновения различных ветвей власти.

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом. В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов. Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие факторы:

- невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве не легитимного насилия (Ф. Били);

- отсутствие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);

- невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);

- разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);

-отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач - составления бюджета и распределения политических функций среди элиты. Американский ученый Д. Сиринг считает: чем выше уровень политического участия в стране, тем сильнее поддержка политических структур и лидеров обществом; указывает он и на поддержание социально-экономического статус-кво. Широко распространены и расчеты социально-экономических показателей, достижение которых свидетельствует о выходе системы власти за рамки её критических значений. Сторонники ситуативного рассмотрения причин делегитимации чаще всего связывают их с характеристикой социально-культурных черт населения, ролью стереотипов и традиций, действующих как среди элиты, так и среди населения, попытками установления количественной границы легитимной поддержки (оперируя при этом цифрами в 20—25% электората). Возможно, такие подходы в определенной степени опираются на идеи Л.С. Франка, который писал: «Всякий строй возникает из веры в него и держится до тех пор, пока хотя бы в меньшинстве его участников сохраняется эта вера, пока есть хотя бы относительно небольшое число «праведников» (в субъективном смысле этого слова), которые бескорыстно в него веруют и самоотверженно ему служат».

Обобщая наиболее значимые подходы, можно сказать, что в качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима, как такового, можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полная смена конституционного режима. К факторам, определяющим её «верхнюю» границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д. Такие процессы необходимо вовремя распознавать и принимать все меры по их разрешению. В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учётом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующие:

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Понятие механизма государственной идеологии
В современном обществе производством политических идей и их внедрением в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Совокупнос ...

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена
Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей. С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530–1596 ...

Основные принципы либерализма
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью [1] и свободой частного пред ...