PoliticalWay

Все стороны политики

Сущность процесса легитимации власти
Страница 2
Материалы » Сущность процесса легитимации власти

2. Рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создаёт возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, то есть господство права, характерное для осуществления власти в сложно организованных обществах. При таком типе власти доверие народа опирается скорее не на отдельные личности, находящиеся у власти, а на разумное устройство государственных институтов. Такой вид легитимности апеллирует не к вере, не к эмоциям, а к рационально-понятному интересу.

3. Легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделённого исключительными качествами (харизмой) человека переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы, и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Такой тип легитимности представляет собой личностное отношение вождя и масс. Харизмой обладали известные исторические деятели, пророки, герои, вожди. XX век также богат харизматическими фигурами, начиная от Ленина и заканчивая Путиным. Но значительная часть харизматических политических деятелей обладает искусственной харизмой, созданной и используемой политической системой в период соответствующих политических реформ. Особенно важно это когда нельзя опереться на традиции - их ломают; на полученные результаты перемен – их еще нет; на демократическую поддержку большинства - реформы бьют по уровню жизни населения. Иногда такой тип искусственной харизмы культивируется и насаждается через СМИ, определенными способами подчеркивается величие личности определенного вождя и его авторитетом легитимируются, оправдываются действия властей. Открытие этого типа легитимности принадлежит М. Веберу. Особенность харизматического типа властвования М. Вебер видел в том, что лидер обладает максимальной легитимностью. Харизма в её развитой форме — это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы особыми качествами. Образы харизмы Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Соломоне, Перикле, Наполеоне, Цезаре, Александре, Ликурге. Разновидностью харизматического типа легитимности является вождистско-плебисцитарная легитимность, характерная для авторитарных и тоталитарных режимов. В их основе лежит опора на власть лидера, партии, армии. Нельзя категорически утверждать, что этому типу легитимности чужда демократия. Помимо вышеперечисленных существует значительное число других типов легитимности, из которых самые значимые: идеологическая, религиозная, эмоциональная и сословно-классовая. Однако легитимность никогда не дается власти навечно. Её уровень простирается от всеобщего одобрения до полного отрицания власти как таковой. Процесс снижения легитимности называется делегитимацией. Легитимация обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (её институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, который влияет на качественное изменение их ролей и функций. Легитимная власть может утратить доверие народа из-за неспособности или нежелания решать его насущные проблемы, устанавливать правопорядок в обществе, бороться с коррупцией. В этом случае власти грозит государственный переворот. В связи с этим выявление и устранение причин делегитимации власти играет для нее большое значение.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Развитие демократических учений. Старшие софисты
Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда экономическим и политическим центром древнегреческого общества стали Афины. В исторической литературе за этим периодом закрепилось название “золотой век ...

Политический радикализм Ж.-Ж. Руссо
Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли – политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных пр ...

Сущность и содержание понятия «гражданское общество»
Понятие “гражданское общество”, как правило, используется в сопоставлении с понятием государства. Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Гражданское общество - это формирующаяся и развиваю ...