PoliticalWay

Все стороны политики

Институционализация политических партий
Страница 2
Материалы » Обоснования и классификация политических партий » Институционализация политических партий

В некоторых странах заинтересованные в регистрации организации должны представить ряд документов и материалов, например, устав и программу (ФРГ, Португалия, Бразилия и др.). Исключение составляет Швеция, закон о выборах которой вообще не требует каких-либо документов, кроме письменного заявления с просьбой за регистрировать партию.

К требованиям, предъявляемым к партиям при регистрации и в ходе их последующей деятельности, относятся также принципы их организационного построения и функционирования.

Как правило, законодательство обязывает, чтобы партия строилась на демократических принципах, не допускающих, в частности, отказа в принятии в нее или исключения из нее лиц в силу национальной принадлежности, пола и расы. Необходимо также, чтобы основные вопросы партийной жизни решались на собраниях всех членов или представителей всех членов партий, чтобы она регулярно обнародовала все основные партийные документы, состав руководства, данные об источниках финансирования и расходования денежных средств.

Законодательство о партиях, как правило, устанавливает условия и пределы деятельности политических партий. Во многих странах в качестве политической партии может функционировать лишь такая организация, устав и программа которой не противоречит конституционным нормам, партия не осуществляет призывы к насильственному свержению существующего строя, не создает военизированные и полувоенные организации, ее деятельность не направлена против суверенитета или территориальной целостности страны и единства нации, прав и свобод граждан, не направлена на разжигание расовой, национальной и религиозной вражды и т. д.

В ряде стран предусмотрена возможность принудительного роспуска партий государством (ФРГ, Франция, Португалия и др.). В большинстве из них решение выносится соответствующим судебным органом либо судом общей компетенции, или специальным судом. В Венгрии действующая партия может быть распущена решением Конституционного суда, а в ФРГ - решением министра внутренних дел, в Швеции и Мексике утрата регистрации (вычеркивание названия партии из специального реестра) означает и утрату статуса партии. Однако это не влечет обязательного роспуска организации с конфискацией имущества (теряются; только права и привилегии партии).

Институционализация деятельности политических партий охватывает вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в частности, регулирование порядка финансирования политических партий, их расходов на выборах, контроля за финансовой деятельностью.

В государственном финансировании политических партий выделяются несколько форм.

Государственные фонды распределяются в зависимости от числа голосов, поданых за партии на предыдущих выборах. В ФРГ партиям возмещаются предвыборные расходы из расчета 5 марок на каждого избирателя. С 1972 г. в Швеции государство стало финансировать все партии, получившие на выборах не менее 4 % голосов на парламентских выборах, либо 12 % - на выборах в любом избирательном округе. В Дании, Финляндии и Италии государств( иное финансирование партий определяется в соответствии с числом полученных депутатских мандатов.

Следует заметить, что средств, выделяемых государством не­достаточно для покрытия всех предвыборных расходов партий. Например, в США кандидат на пост президента, утвержденный партийным съездом, может получить от государства 20 млн. долларов на проведение своей избирательной кампании, тогда как реально последняя обходится партиям в сотни млн. долларов.

В странах сохраняется такой источник получения партиями средств как частное финансирование. Например, в период предвыборной кампании 1987/88 гг. 87 % средств республиканской партии и 68 % средств демократической партии поступило в виде прямых пожертвований частных лиц.

Как правило, законодательство запрещает политическим партиям получать деньги из-за рубежа. Например, в Швеции согласно нормам уголовного права наказуемы действия, связанные с получением материальной поддержки из-за границы для ведения пропаганды с целью влияния на общественное мнение о государственном строе или внешнеполитических и внутриполитических мероприятиях компетентных властей.

Финансирование избирательных кампаний политических партий со стороны частного бизнеса связано с коррупцией. Это вынуждает принимать меры по контролю за финансами политических партий. В законодательстве отдельных стран содержатся положения, обязывающие политические партии представлять государственным органам ежегодные финансовые отчеты с указанием источников получаемых ими средств (ФРГ, Греция, Австрия и др.)

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Демократические тенденции в политическом режиме современной России
С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяе ...

Африка в свете геополитики
Африка в свете геополитики конфликтная сфера планеты, здесь насчитывается почти половина общемирового количества беженцев, , характерной четой африканских стран яв-ся борьба за ликвидацию вековой отсталости, упрочение суверенитета, эконо ...

Формирование имиджа государства с помощью PR методов. Значение «имидж страны» на внешних рынках
Имидж страны – стратегический капитал, позволяющий продвигать товары за рубежом и привлекать инвестиции. Традиционно имиджем страны занимается государство. Проблема создания имиджа стран актуальна давно, и в последнее время самые разные ...