PoliticalWay

Все стороны политики

Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации
Страница 2
Материалы » Парламент и Президент - основы взаимодействия по Конституции РФ » Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации

Палаты Федерального Собрания самостоятельно разрешают вопросы, относящиеся к их компетенции. В соответствии с п.1 ст.100 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Законом лишь предусмотрено, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (п.3 ст.100 Конституции РФ).

Более того, Конституция предусматривает совершено различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода, как своеобразно выразились Е.И.Козлова и О.Е.Кутафин[9], тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует отметить, что в России имеется откровенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще, и к парламенту в частности, что во многом является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые считают, что от парламента как от государственного института следует отказаться вообще либо превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли структуру.

Однако в связи с этим нельзя забывать о том, что полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся устои российской демократии. Во многих демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. Одновременно с этим парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как представитель интересов тех из них, которые обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

В связи с изложенным, деятельность российского парламента сегодня зачастую осуществляется сложным, во многом противоречивым путем.

Так, как уже было указано выше, парламент Российской Федерации состоит из двух палат – Совета Федерации и Федерального Собрания, каждая из которых наделена рядом полномочий по осуществлению государственной власти.

В соответствии со ст.102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской Федерации от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Кроме этого, Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, в ст.102 Конституции РФ определены вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации. Вместе с тем, их перечень не является исчерпывающим. Например, Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии. В компетенции Совета Федерации также находится назначение по представлению Президента Российской Федерации на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Национально-освободительное восстание в Ираке
Но нет ситуации, которая не может стать еще хуже. Ухудшение началось 1 апреля 1941 г., когда в Ираке началось национально-освободительное восстание в форме военного переворота. Национальная элита во главе с армейским офицером Рашидом-Али ...

Особенности основных направлений развития гражданского общества.
Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, анализ его нуждается в конкретно-историческом подходе. Зарождение и развитие гражданского общества происходит в течение длительного периода эволюции современной цивилизации ...

Будущее развитие России
Что же ждет Россию в 21 в., исходя из общемировых тенденций и особенностей русского национального характера? В соответствии с тенденцией информатизации на Россию будут воздействовать различные информационные технологии, которым необходим ...