PoliticalWay

Все стороны политики

Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти
Страница 2
Материалы » Парламент и Президент - основы взаимодействия по Конституции РФ » Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти

Пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.

В соответствии со ст.80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент – это высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, в действующей Конституции закреплена модель, согласно которой, по выражению Е.Ю.Бархатовой[17], «у нас не просто сильный, а сверхсильный Президент».

Придание Президенту статуса главы государства, по мнению Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина[18], вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Таким образом, принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции Российской Федерации, означает, что Президент Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2 Конституции. То есть, Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека работали бесперебойно. Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент также имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех властных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ. В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Однако весь перечисленный список полномочий Президента не дает оснований толковать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней, с федеральными законами, и в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем достаточно часто упоминается о том, что Президент не только руководит Правительством, являясь как бы его верховным руководителем, но и наряду с этим осуществляет через Правительство свои управленческие функции.

И здесь при всей привлекательности тезиса о монократическом президентском руководстве исполнительной властью и множестве аргументов в его пользу следует все же признать, что реальные рычаги власти находятся одновременно у нескольких государственных органов и должностных лиц, имеющих по отношению к главе государства не только относительную самостоятельность.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Теоретическое обоснование международных отношений
Международные отношения нуждаются в анализе и с точки зрения их теоретического обоснования. Такого рода обоснования осуществляются разными путями: Первый путь – это разработка глобалистско-футорологических концепций. Характерными чертам ...

Арабо-израильские конфликты в канун «Шестидневной войны» 1967 года
Арабы-палестинцы после 1949 г. Отношения между Израилем и соседними арабскими государствами оставались далекими от добрососедских. Ноябрьская резолюция ООН 1947 г., по которой провозглашалось создание двух государственных образований на т ...

Силовые и административные ресурсы
Выше мы видели, что ориентационный ресурс заставляет действовать людей как бы добровольно. В реальности, далеко не все люди хотят следовать воле владельцев ориентационного ресурса, но зато почти все владельцы ОР хотят подчинить своей вол ...