PoliticalWay

Все стороны политики

Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти
Страница 3
Материалы » Парламент и Президент - основы взаимодействия по Конституции РФ » Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти

Как уже было указано выше, институт Президента вводился в России для укрепления исполнительной власти. Однако в реальности действующая Конституция не закрепляет за Президентом статус главы исполнительной власти, он – де-юре глава государства (ст.80 Конституции). Высшим исполнительным органом государственной власти является федеральное Правительство (ст.110, 114 Конституции). Вместе с тем, статус и полномочия Президента сформулированы в Основном Законе страны так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального правительства.[19] К примеру, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства. Тогда как по конституциям зарубежных стран таким полномочием обладает именно глава исполнительной власти.

Свое понимание роли и места Президента в определении государственной политики В.Путин выразил в послании Федеральному Собранию (2000 года): «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение».

В качестве очевидной тенденции соотношения власти между Президентом и Правительством следует отметить «перетягивание» в сторону президентской власти различных полномочий, размывание границ полномочий других институтов власти. Фактически в первое десятилетие со дня принятия Конституции, особенно под руководством Президента Б.Н.Ельцина, исполнительная власть в России пришла в негодность и требовала коренных преобразований. В сущности за Правительством сохранялись лишь функции руководства социально-экономическим блоком федеральных органов управления, а также весьма неясная координация тех органов управления, которые находятся в прямом ведении Президента.

Таким образом на конституционном уровне фактически были созданы два центра руководства органами федеральной исполнительной власти при лидирующей роли Президента. Из этого вытекает, что в каком бы соотношении и субординации они не находились, всегда будет остро стоять проблема разграничения их полномочий. И здесь следует напомнить о роли таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности и др., которые призваны помогать Президенту в осуществлении его функций. В научной литературе эти органы обычно называют «вспомогательные государственные органы при главе государства».[20] Однако на практике, о чем неоднократно говорилось, эти органы действовали как самостоятельная политическая сила под эгидой президентского покровительства, как «второе Правительство».

Еще одной «порочной» практикой является выделение, «вычленение» из прямого ведения Правительства многих федеральных министерств и ведомств. Следствием этого может стать ослабление коллегиального начала в работе Правительства и бесконтрольность «силовых ведомств». Как видится, в этом есть серьезная угроза демократии. Прямое подчинение силовых структур Президенту при слабом контроле со стороны парламента способствует самовозрастанию их значимости в жизни государства.

Президент В.Путин неоднократно отмечал неэффективность сложившейся в настоящее время системы управления, слабость исполнительной вертикали, обращал внимание на многие другие дефекты в организации федеральной и региональной власти. Им дан критический анализ состояния организации государственной власти с точки зрения ее соответствия конституционным принципам.

Сложившаяся практика подтверждает, на первый взгляд, фактическое верховенство Президента России в исполнительной власти. Но политические реалии изменчивы, они не всегда соответствуют логике предписаний Закона. Конституция закрепляет за ним статус главы государства и не более того. В этой связи небесспорны суждения о том, что «анализ конституционных норм подтверждает вывод, что Президент РФ фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства, осуществляющий общее стратегическое руководство им».[21]

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Основные этапы партогенеза
Кристаллизация партийных функций, становление структуры партий и выработка их наиболее типичных способов деятельности в политической системе осуществлялись в многовековом процессе формирования и функционирования этого политического инстит ...

Взаимообусловленность внутренней и внешней политики
Всякое государство обращает внимание на свою внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика государственного аппарата направлена на решение его собственных задач властвования: на оптимизацию взаимодействия законодательных, исполнитель ...

Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России.
Подлежащее современному изучению изложение общественно-политической мысли на Руси соотносится с именем киевского митрополита Иллариона (XI век). Он написал «Слово о Законе и Благодати» (1049 г.), где изложил богословско-историческую конце ...