PoliticalWay

Все стороны политики

Марксистский социализм
Страница 1

Идея социализма в XIX веке стала путеводной звездой для многих социальных движений, каждое из которых по-своему трактовало смысл социалистического Устройства общества, искало соответствующие пути его построения. Одним из таких течений стал марксистский социализм. Его основы заложены в работах К. Маркса, Ф" Энгельса и В.И. Ленина. Марксистскую теорию социализма условно можно разделить на две части: критическую и позитивную. Первая включает в себя "научно-обоснованный" смертный приговор буржуазно-капиталистическому общественному строю. Отправным пунктом критического анализа служит отрицание К. Марксов основополагающей либеральной идеи Дж. Локка относительно равного распределения индивидуальных свобод граждан в условиях буржуазного государства XIV столетия. По Марксу, капиталистический экономический строй, который функционирует на основе буржуазного права, не в состоянии обеспечить равные политические и другие свободы своим гражданам. Позитивная часть Марксова учения состоит в обосновании исторической необходимости общественного строя, который придет на смену капитализму и будет гарантировать по-настоящему равное распределение для всех граждан как прав, так и обязанностей. Это - социализм, общество, которое на последней стадии своего развития станет настолько богатым и гуманным, что будет в состоянии бесплатно удовлетворять самые разнообразные потребности каждого человека.

Необходимость социализма (коммунизма) обоснована теоретиками марксизма как историко-философски, так и экономически. Философское обоснование социализма покоится, во-первых, на идее неотвратимой закономерности, которая определяет движение всей истории человечества, во-вторых, на утверждении, что данная закономерность - источник "самодвижения" исторического процесса - это борьба классов. Как и у Гегеля, у Маркса история движется к заблаговременно поставленной цели, но если у Гегеля конечная цель - "самопознание" Абсолютного Духа, то у Маркса "предыстория" человечества завершается построением коммунизма, точнее - его первой стадии - социализма. С этого момента только и начинается "подлинная история человечества"-

Итак, источником самодвижения, согласно марксизму, как в античные времена, так и в эпоху средневековья выступало острое классовое противоречие (между свободными и рабами, патрициями и плебеями, мастерами подмастерьями). Своего апогея это противоречие достигает в новое время в антагонизме между буржуазией я пролетариатом. Чем обосновывает Маркс свои надежды на то, что именно пролетариат наконец прорвет эту мрачную историческую бесконечность, это фатальное противоречие и тем самым "снимет" его?

Н. Бердяев тонко подметил, что Марксом на пролетариат возложена миссия "Богоизбранного народа". Чем же доказывается у Маркса такая "избранность"? Бесспорно, "демократической" очевидностью - все известные в истории угнетатели составляли в численном отношении незначительное меньшинство, а победивший пролетариат представляет собой преобладающее большинство населения. Победа пролетариата должна стать предпосылкой к созданию бесклассового общества, где не останется места "эксплуатации человека человеком".

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Понятие, структура и значение политической культуры
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура ...

Предметный подход к политической культуре
Для того чтобы говорить о политической культуре российского общества, необходимо сначала определиться с тем, какие типы политической культуры выделяются политологами. Рассмотрим в контексте сказанного классическую типологию Г. Алмонда и С ...

Заключение.
Изучением тоталитарных и авторитарных политических режимов занимались многие политологи. В более или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам нашего столетия. Тоталитарные режимы способны эволюционировать ...