PoliticalWay

Все стороны политики

Марксистский социализм
Страница 2

Экономическая доктрина занимает центральное место в марксистском социализме. Маркс опирается в своей экономической теории на учение о трудовой стоимости классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо.

Важная идея, которая пронизывает "Капитал" (основной экономический труд К. Маркса), - это доказательство того, что процесс создания стоимости в рамках всей экономической системы в условиях господства частной собственности является непреодолимой преградой для установления согласия среди граждан, потому что средства производства, так же как и продукты труда, распределены весьма неравномерно. В условиях капитализма, считает Маркс, главным противоречием становится противоречие между трудом и капиталом, при этом речь идет не просто о противоречии класса рабочих и класса капиталистов. Оно значительно глубже, ибо это противоречие между способом производства и способом распределения. Производство товаров, по Марксу, покоится на труде "совокупного общественного работника", а присвоение продуктов труда происходит в юридических рамках гарантированной государством частной собственности на средства производства. Частная собственность, в свою очередь, базируется на либеральной идее свободы собственности. Но основная масса населения владеет только собственной рабочей силой Рабочая сила продается на рынке в соответствии с количеством труда, необходимого для производства все той же рабочей силы. Это означает, что покупатель "товара рабочая сила" определяет за него цену, необходимую только для поддержания жизни работника и его семьи.

Но капиталистический собственник средств производства, который выступает как покупатель в соответствии с законами рынка, получает право собственности на все производственные способности работника на протяжении всего рабочего дня. Их достаточно не только для того, чтобы в продолжение дня воспроизвести эквивалент стоимости рабочей силы работника, но и создать за то же самое время излишек, названный Марксом "прибавочной стоимостью".

Бесплатное присвоение капиталистом прибавочной стоимости Маркс назвал эксплуатацией работника. В соответствии с открытой им "исторической тенденцией", Маркс прогнозировал дальнейшее обострение "главного противоречия" между трудом и капиталом: масса наемных рабочих должна возрастать, а число собственников капитала - сокращаться. Выведенный им так называемый закон обнищания (как относительного, так и абсолютного) действует будто бы следующим образом: тенденция к монополизации увеличивает силу капитала, особенно его способность к повышению нормы прибавочной стоимости (степени эксплуатации), а растущая безработица в виде резервной армии труда в еще большей мере благоприятствует снижению цены (стоимости) рабочей силы и в дальнейшем усиливает тенденцию к "обнищанию" работников. Так "действует открытый Марксом "закон всеобщего капиталистического накопления". Из этого логически вытекает, что подобное развитие должно привести к неминуемому социальному взрыву. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такой точки, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочке.

Бьет час капиталистической собственности. "Экспроприаторов экспроприируют".

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Революция в маленьком городе
В Интернете идёт много разговоров о возможной революции в России и все потенциальные прорицатели революции зациклены на том, что она осуществится в Москве, как столице России. Однако столица, она на то и столица, что бы в ней всяких там р ...

Политические идеи Древней Греции и Рима
Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное раздел ...

Формирование имиджа государства с помощью PR методов. Значение «имидж страны» на внешних рынках
Имидж страны – стратегический капитал, позволяющий продвигать товары за рубежом и привлекать инвестиции. Традиционно имиджем страны занимается государство. Проблема создания имиджа стран актуальна давно, и в последнее время самые разные ...